Отмечается, что в результате влияния различных факторов рентабельность производства и реализации моторного топлива на внутреннем рынке Беларуси стала отрицательной. В то же время необходимость дальнейшего развития нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в нашей стране никто не отменял. Вопрос их модернизации стоит остро: только в 2017 году на финансирование инвестиционных проектов белорусской нефтепереработки надо направить свыше 400 миллионов долларов. НПЗ, по данным Белнефтехима, принимают меры по сокращению затрат, но из-за негативных внешних факторов и низких цен на нефтепродукты на внутреннем рынке «обеспечение эффективной работы заводов и финансирование их модернизации остаются проблемными вопросами», так что «повышение цен на нефтепродукты жизненно необходимо для НПЗ».
В концерне подчеркнули, что в середине марта розничные цены на бензин на российских АЗС превысили белорусские (в Москве – на 6%, в Смоленске – на 2%). В Украине цена на дизельное топливо выше, чем в Беларуси, на 27%, на бензин АИ-95 – на 46%. В Литве, Латвии, Польше ДТ дороже белорусского на 75%, бензин АИ-95-К5 – на 85-97%.
Покупательная способность минимальных зарплат в ряде европейских стран
Страна | Размер МЗП (евро) |
Объём топлива, который можно купить за МЗП (литры) |
Люксембург | 1999 | 1754 |
Ирландия | 1563 | 1116 |
Франция | 1480 | 1072 |
Нидерланды | 1552 | 995 |
Испания | 826 | 683 |
Словения | 805 | 629 |
Мальта | 736 | 562 |
Португалия | 650 | 445 |
Греция | 684 | 444 |
Польша | 453 | 412 |
Эстония | 470 | 409 |
Венгрия | 412 | 358 |
Хорватия | 433 | 344 |
Латвия | 380 | 330 |
Литва | 380 | 330 |
Беларусь | 130 | 222 |
Дешевле - только даром?
Стоимость топлива в нашей стране, если считать в евро, - действительно одна из самых низких в мире. За литр бензина в среднем надо отдать 0,59 евро. Дешевле – например, в Азербайджане (0,55 евро*), Казахстане (0,43 евро), Туркменистане (0,26 евро). Абсолютный лидер по данному показателю – Венесуэла (0,01 евро). Зато, скажем, в России литр топлива обойдётся в 0,63 евро, в Армении – 0,72 евро, в Молдове – 0,82 евро, в Узбекистане – 0,90 евро. Самые высокие цены – в Великобритании (1,38 евро), Франции (1,38 евро), Италии (1,55 евро), Израиле (1,60 евро), Исландии (1,66 евро), Норвегии (1,70 евро) и Гонконге (1,77 евро).
Но как можно сравнивать уровни зарплат белорусов и, скажем, французов или норвежцев? Посчитаем, сколько топлива могут себе позволить жители разных стран за среднюю зарплату. Для удобства исчисления используем данные о минимальной заработной плате (МЗП). В Беларуси «минималка» с января 2017 года составляет 265 рублей, или около 130 евро. Получается, что за эти деньги белорус может купить 220 литров бензина. Минимальный размер оплаты труда в России составляет 121 евро в пересчёте, что равносильно 192 литрам топлива. Сравнение со странами Балтии и Польшей оказывается не в пользу нашей страны. Например, литовец за минимальную зарплату может купить 330 литров топлива, а поляк – 412 л. Ещё примеры: «минималка» в Бельгии составляет 1532 евро (1143 литра бензина), в Чехии – 407 евро (354 литра), в Германии – 1498 евро (1110 литров).
*здесь и далее стоимость топлива – по данным GlobalPetrolPrices.com.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть