Было очень заметно, что стоят не богатенькие, а люди более чем скромного достатка. Конечно, раскупали прежде всего абонементы на самые дешёвые места. А одна женщина просто расплакалась, когда обнаружила, что ей не хватает денег на заветный абонемент. И очередь дружно начала предлагать ей свои десятки. Слава богу, не перевелась ещё у нас доброта…
Весы успеха
Сегодня, подводя итоги 20-летия с начала «великой капиталистической революции», много пишут о том, что приобретено и что потеряно. Критики капиталистических порядков скажут, что потеряно многое: утрачено единство нации, исчезло ощущение, что страна принадлежит народу. Ослабла вера в возможность подняться наверх по социальной лестнице. Пропало чувство оптимизма. Изменились оценки успеха. Главной мерой стали деньги, а не сам человек. Поколеблена вера в то, что жизнь можно прожить честно.
Защитники нового уклада выставляют свои аргументы. Больше стало свободы, действует хотя и зачаточная, но многопартийная система. Исчез жёсткий партийный контроль. Чтобы делать карьеру, необязательно шустрить в активе КПСС. Свободным стал выезд за границу. В магазинах полно товаров. О временах чисток и репрессий вспоминают как о чём-то страшном, но давнем.
Но баланс «лучше - хуже» очень зыбок и в большинстве случаев зависит не от оценки положения в стране, а от личных обстоятельств: удалось ли человеку встроиться в новый порядок вещей. И порой кажется, что между советским человеком и теперешним «новой формации» - бездна.
Народная пицца
На самом деле это не так. Нынешний житель - это удивительная смесь советского, социалистического и буржуазного. Этакая социальная пицца. И советской докторской колбаской попахивает, и модным артишоком. Но есть в нашей новонародной жизни нечто такое, что хоть в какой-то мере объединяет людей. Речь, конечно, идёт о культуре. И культура эта, несмотря на все европейские обретения, в основе своей остаётся советской. Именно советский элемент культуры помогает удерживать расползающееся единство нации.
Сегодня советскую власть критикуют все кому не лень. Оснований для этого более чем достаточно. В итоге коммунистического эксперимента мы отстали от большинства европейских наций, с которыми накануне Октябрьской революции шли, что называется, «ноздря в ноздрю». Отстали прежде всего по качеству жизни.
И тем не менее в советской школе есть ряд уроков, которыми не следует пренебрегать. Речь идёт прежде всего о культурной политике. Именно она сделала культуру достоянием широких масс населения. Да, эта политика была крайне идеологизирована, подчинена классовому подходу. Она была жёстко привязана к требованиям «политического момента».
Культурное меню
Критики советской культурной политики совершенно справедливо укажут на то, что меню той культуры было скудным. Оно обеспечивало человеку лишь ту дозу витамина, которая была необходима для роста «строителя коммунизма». Неслучайно и Ленин, и позднее Сталин придавали особое значение кинематографу и цирковому искусству как наиболее доступным для восприятия.
Но что оставалось неизменным в культурной политике СССР - это стремление приобщить к культуре широчайшие слои. Конечно, культура рассматривалась как часть идеологии и была сведена к потребе текущей пропаганды. Важно было из миллионов неграмотных крестьян-бедняков, хлынувших из разорённой деревни в города, сделать «советского человека».
С этой целью по всей стране была создана сеть народных клубов, библиотек, кинозалов, домов народного творчества, детских культурных учреждений. При каждом крупном заводе существовали коллективы самодеятельности, кружки по интересам. Всемерно поощрялось народное творчество. Всё это, разумеется, под неусыпным контролем партии и НКВД. В недавно вышедшей книге Б. Сарнова «Сталин и писатели» на основе документов рассказывается, под каким колпаком творили тогдашние деятели культуры. Шаг в сторону - и ты уже «троцкист». С известными последствиями. О наиболее заметных мастерах тогдашние «сексоты» писали докладные записки в Секретариат ЦК ВКП (б), а нередко и самому тов. Сталину.
* * *
Слов нет, культура для народа пеклась из муки самого грубого партийного помола. Но это был хлеб культуры. И он давал человеку возможность сделать первые шаги в культуру. Закладывал основы морали. Но на уроках пения, рисования, в детских драмкружках, в домах пионеров дети узнавали, что такое ноты, краски, поэтическое слово, гармония. И из миллионов познавших эти азы тысячи становились творцами. В истории советской культуры множество имён, которыми мы гордимся и которые выросли на этих хлебах.
В целом доступ к культуре открыт лишь для трети населения. На культуру денег нет. Она остаётся Золушкой в поношенных башмаках. На портянки хватает, а на хрустальные туфельки - нет. Так победим?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть