- Мне и другим верующим хочется знать: есть ли какие-то особые рекомендации по празднованию православной Пасхи? Как меняется работа приходов в связи с эпидемической ситуацией? Татьяна Лютова, Брест
На волнующие многих вопросы отвечает священник Сергий ОРЛОВ, сотрудник пресс-службы Белорусской Православной Церкви.
БЕСКОНТАКТНАЯ БЛАГОДАТЬ
- Есть инструкция, которая принята Священным Синодом Русской Православной Церкви. Митрополитом Павлом она разослана во все епархии, все храмы должны ее придерживаться. В инструкции, например, рекомендовано использовать одноразовые палочки для помазания елеем. На литургии всех причащают одной лжицей, а после каждого причастника её протирают спиртом и окунают в кипяток. В некоторых приходах каждого причащают из отдельной ложки, а затем, после службы, ложки обрабатываются по инструкции. «Запивку» каждому причастнику дают в одноразовой посуде. Для утирания уст после причащения нужно использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. И это только часть рекомендаций.
- Протираются ли иконы и дверные ручки в храмах?
- Да, конечно. Санитарными растворами протираются полы, ручки. Иконы тоже обрабатываются и протираются после каждого прикладывания, но есть общая рекомендация: в период эпидемии не стоит прикладываться ни к иконам, ни к святыням. В Новом Завете рассказывается о том, как люди прикасались к тени апостола Павла и получали исцеление, а Господь Иисус Христос в Евангелии часто исцелял словом, не касаясь, а иногда даже и не видя больных. Поэтому и мы говорим прихожанам, что благодать даруется не обязательно при непосредственном контакте со святыней.
«НЕ ИСКУШАЙ»
- Церкви сегодня приходится менять многовековые традиции…
- На моей памяти никогда такого не было, но Церковь, безусловно, сталкивалась с эпидемиями. Мы находим инструкции времен «испанки» и Великой чумы, например. Люди еще не знали о существовании вирусов, но схемы защиты прихожан во время эпидемий уже были отработаны – например, после каждого причастника лжицы окунали в уксус. Но не все эти меры принимались народом. В XVII веке во время эпидемии в Москве был такой случай. Один епископ, чтобы исключить заражение от прикладывания народа к почитаемой иконе, вынул её из кремлевской стены и увез в подмосковный монастырь. Народ был возмущен, епископа посчитали маловером и, настигнув, убили. Маловерием могут посчитать и сегодняшние наши методы защиты. Люди хотят верить, что в храме они не смогут заразиться. Хотя Христос напоминает нам в Евангелии слова из Второзакония (6:16): «Не искушай Господа Бога твоего».
- Готова ли сегодняшняя Церковь использовать современные технологии? Например, переход в онлайн во время богослужений?
- Это возможно. Патриарх Кирилл уже обратился к россиянам в тех регионах, где объявлен карантин, и к жителям мегаполисов с просьбой оставаться дома и смотреть трансляции. Мы можем видеть по фотографиям из российских и украинских храмов, что часто службы проходят, в общем-то, в пустых храмах.
- Готова ли Церковь закрыть храмы на период эпидемии?
- Поймите, мы не можем закрыть храмы, если работают метро и магазины. Но если будет принято решение о полном карантине, то и Церковь пойдет на ограничения. В крайнем случае, мы готовы полностью перейти в режим онлайн-трансляции.
- Не у всех прихожан и верующих есть возможность пользоваться Интернетом.
- Но у многих есть возможность смотреть телевидение, каналы «Союз» и «Спас». Там службы транслируются постоянно, и Интернет для этого не нужен.
РИТУАЛ – НЕ ГЛАВНОЕ
- Можно ли считать трансляцию адекватной заменой присутствию на службе?
- Причаститься онлайн нельзя, и исповедоваться телевизору мы не можем. Но Патриарх недавно напомнил: Мария Египетская жила в пустыне десятилетиями и за это время ни разу не была в храме. А мы ее почитаем как святую – за то, что она посвятила свою жизнь молитве и борьбе с грехом.
- Людям хочется праздника, они будут искать утешения и радости. Они пойдут в храм освящать куличи на Пасху…
- Ритуальная часть – не главная в жизни Церкви. Купание в проруби – не самое главное на Крещение, понимаете? Мы не видим, чтобы Патриарх и священники массово шли окунаться в проруби на Крещение. Так и освящение куличей и вербочек – красивая традиция. Но Вербное воскресение и Пасха – не об этом. Вдумайтесь в белорусское звучание слова «праздник» - «свята». Это дни, которые прежде всего надо освятить молитвами. Они важнее любых ритуалов.
- Тем не менее, в этом году будут освящать вербу и куличи?
- По опыту своего прихода я вижу, что уже в несколько раз меньше людей приходят на службы. Ситуация меняется, и что будет на Пасху, мы не можем прогнозировать. Но уже сейчас есть комиссия эпидемиологической службы, которая проверяет соблюдение инструкций, чтобы максимально обезопасить приходящих в храм. Мы просим также остаться дома тех, кто испытывает недомогание, тех, кто ухаживает за больными, а всех пришедших – использовать маски, санитайзеры и соблюдать безопасную дистанцию. Знаю, что многие храмы, в которых ожидается большой наплыв людей, выводят на улицу звук через колонки, чтобы дать возможность слушать службу, не заходя внутрь. Если причастие возможно только в храме, то молиться ведь можно и снаружи. Хотя многое зависит от погоды.
МОЛИТВА И ДОБРЫЕ ДЕЛА
- Будет ли считаться грехом, если верующие посетят могилу близкого не в Радоницу, а, скажем, в июне?
- Нет, конечно. Это не будет считаться грехом. Конечно, мы стараемся поддерживать в порядке могилы своих предков, в Беларуси вообще этот культ развит больше, чем во многих других странах. По-моему, и Радоница – государственный праздник только у нас, хотя заброшенных могил, думаю, хватает в любой стране. Не съездить на могилу, даже если она за несколько сотен километров, для многих кажется предательством по отношению к умершим.
Однако можно и прийти на кладбище, и согрешить, если, например, убирая могилы близких, мусор сваливать на чужие могилы. С точки зрения Церкви лучшее, чем мы можем помочь усопшему, – молитва и богоугодные дела. Конечно, это не отменяет ухода за могилами, но неважно, в какой день это будет сделано.
- Пожелайте что-нибудь нашим читателям.
- Я желаю в эти трудные времена сохранять благоразумие, не рисковать своим здоровьем и здоровьем ближнего. Надо себя ощущать потенциальным источником болезни. И если мы чувствуем какие-то симптомы заболевания, то ни в коем случае нельзя нести потенциальную угрозу в храм. Желаю сохранить надежду на помощь Божью и делиться этой надеждой с родными и близкими. Мы сейчас ограничиваем себя в перемещениях, поэтому в четырех стенах можем становиться агрессивнее с теми, кто для нас ближе всего. Важно своим терпением и доброжелательностью выражать свою веру и свою любовь.
С инструкциями и главными новостями Белорусской Православной Церкви можно ознакомиться здесь: http://church.by/
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть