310

«Вам какую?» Как получать большинство нужных справок не выходя из дома

"Аргументы и факты" в Беларуси № 39. "А справочка есть?" 24/09/2024

Каждый из нас хотя бы раз обращался за справкой, выпиской или другим важным документом в какой-либо государственный орган. И ещё не раз обратится. Иногда это не составляет проблем, а иногда отнимает немало времени и нервов.

Всё может быть проще, если использовать официальный единый портал электронных услуг «Е-Паслуга».

О портале «Е-Паслуга»

Как рассказала «АиФ» пресс-секретарь Национального центра электронных услуг (НЦЭУ) Майя ЕНДЕЛАДЗЕ, основная функция портала «Е-Паслуга» – это предоставление в электронном виде государственных сервисов. Проще говоря, запрос через «Е-Паслугу» фактически заменяет обращение в службу «Одно окно» и ряд государственных органов.

Сегодня пользователям портала доступны 600 сервисов: 255 услуг и 345 административных процедур. Например, можно получить справку о размере пенсии, о состоянии на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, сведения для проверки благонадёжности деловой репутации и пр.

Что ещё? Можно зарегистрировать иностранного гражданина, получить пропуск на въезд в пограничную зону или полосу, информацию о правах на недвижимость, об уплаченных налогах, правонарушениях, проверить нахождение автомобиля в розыске.

Сервис постоянно обновляется, добавляются новые услуги. Например, скоро можно будет через «Е-Паслугу» решить вопрос с постановкой ребёнка на очередь в детский сад.

В конце 2023 года заработало мобильное приложение «Е-Паслуга». Там аналогичный список сервисов и механизмов, которые есть на едином портале электронных услуг «Е-Паслуга». Приложение пока доступно только для системы Android. Скачать его можно в Google Play, Huawei AppGallery, Android RuStore.

И на портале, и в мобильной версии все услуги и административные процедуры структурированы по категориям. Чтобы найти необходимую, достаточно зайти на страницу «Электронные сервисы» и выбрать категорию, например «ГАИ и транспорт», «Здравоохранение», «Образование, наука и культура», «Земельно-имущественные отношения», «Семья и быт», «Работа и занятость» и т. д.

Ответ на запрос пользователя можно получить сразу в формате «вопрос-ответ», но есть услуги либо административные процедуры, на которые требуется больше времени для обработки запроса. Поэтому придётся подождать. Электронные сервисы на портале предоставляются как бесплатно, так и платно.

Важный момент – результаты любой услуги или административной процедуры (выписки, сведения, справки и пр.), полученные через единый портал электронных услуг «Е-Паслуга», имеют юридическую силу и могут быть представлены по месту требования. Справки из «Е-Паслуги» и из службы «Одно окно» легитимны.

Как пользоваться?

Для заказа всех государственных сервисов через портал «Е-Паслуга» необходимо зайти в личный кабинет пользователя.

Личные кабинеты на едином портале электронных услуг есть у каждого белоруса (и лиц без гражданства), сведения о котором внесены в Регистр населения. Изначально личный кабинет находится в спящем режиме и активируется при первом входе в него. Зайти в свой личный кабинет можно по ID-карте (см. КСТАТИ), ключу ЭЦП (см. КСТАТИ), номеру телефона, e-mail, учётным записям в Google или Apple.

Майя Енделадзе уточнила: по номеру телефона, e-mail, через учетную запись Google или Apple можно получить ограниченный набор услуг, так как большинство электронных сервисов на портале доступны через строгую аутентификацию с помощью ID-карты и электронной цифровой подписи (ЭЦП).

То есть ID-карта и ЭЦП вам всё-таки нужны. Может показаться, что получить их – сложное дело, но это в любом случае нужно, если вы хотите упростить себе жизнь в долгосрочной перспективе.

В личном кабинете можно выбрать cпособ оплаты электронных сервисов (ЕРИП, банковская карта или через личный кошелек). Там же есть возможность настроить уведомление (СМС, электронная почта) о готовности какого-либо документа.  Далее – выбор и заказ электронной услуги или административной процедуры.

Рассмотрим несколько примеров:

Справка о размере пособия на детей и периоде его выплаты

Такой документ может понадобиться для оформления вычетов по оплате ЖКУ, для получения льготного кредита и др. Это административная процедура районного Управления социальной защиты населения. Справку выдает служба «Одно окно». Но можно всё сделать онлайн.

Как получить услугу:

1. Авторизоваться на портале «Е-Паслуга» с помощью действующего личного ключа электронной цифровой подписи (ЭЦП).

2. Заказать административную процедуру  по коду «200.2.18ф» в личном кабинете.

3. Заполнить и отправить заявку.

4. В течение 5 дней со дня поступления заявки можно получить отсканированное административное решение в электронной форме и сообщение с адресом службы «Одно окно», в которой можно забрать решение и на бумаге.

Стоимость: бесплатно.

Справка о состоянии на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий

Жилищный вопрос актуален для многих наших граждан. Теперь не надо идти в исполком, писать заявление, ждать в очереди. Всё можно сделать онлайн, а в назначенное время остается только забрать готовую справку.

Как получить услугу:

1. Авторизоваться на портале с помощью действующего личного ключа ЭЦП, ID-карты.

2. Выбрать административную процедуру с кодом «200.1.3.1».

3. Заполнить обязательные поля заявления об осуществлении административной процедуры и отправить указанное заявление в уполномоченный орган, прикрепив необходимые документы/сведения.

4. Ответ – справка о состоянии на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий – будет в день обращения.

Стоимость: бесплатно.

Справка о размере пенсии

Граждане, у которых есть электронная цифровая подпись, могут заказать справку о размере пенсии и получить отсканированное административное решение в электронной форме и сообщение с адресом службы «Одно окно», в которой можно получить решение на бумаге.

Как получить услугу:

  1.  Авторизоваться на портале с помощью ЭЦП.
  2.  Заказать административную процедуру по коду «200.2.26ф» в личном кабинете.
  3.  Заполнить и отправить заявку.
  4.  Ответ будет готов в день поступления заявки.

Стоимость: бесплатно.

КСТАТИ

С 2021 года в Беларуси выпускают биометрические документы, удостоверяющие личность, в том числе и идентификационную карту гражданина Республики Беларусь (ID-карта). По сути, ID-карта – это аналог привычного для нас бумажного паспорта, только с большим количеством возможностей. Её вы получите планово, когда пойдете менять паспорт, или можете получить досрочно, обратившись за заменой паспорта.

ID-карта выдается на 10 лет и является одним из носителей ключа электронной цифровой подписи. То есть если вы получили такую карту, получать ключ ЭЦП отдельно и платить за это вам уже не надо. Все 10 лет будете пользоваться.

Но предположим, что срок замены паспорта ещё не подошел, а сами вы пока не планируете этим заниматься. Как получить ЭЦП? Для этого надо обратиться в Республиканский удостоверяющий центр Национального центра электронных услуг (НЦЭУ), который имеет 44 регистрационных пункта по всей Беларуси. Обращайтесь туда с паспортом. Стоимость ключа ЭЦП варьируется от 54,2 до 89,3 руб.  и зависит от его типа (варианта носителя) и срока действия (1, 2 или 3 года). Достаточно один раз получить ключ ЭЦП, а далее можно продлевать срок его действия из любой точки мира.

Кстати, ЭЦП имеет смысл получить не только для того, чтобы проще было оформлять справки. Ключ ЭЦП нужен и для подписания различных электронных документов: договоров кредитования, страхования, купли-продажи и многого другого. ЭЦП – это аналог собственноручной подписи в цифровом мире. Цифровую подпись подделать невозможно.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно