23439

ТРИ ЭПОХИ

Андрей Красильников, Латвия, Рига, 33 года, банковский служащий

  • Изменились ли ваши профессиональные и творческие возможности в связи с изменением статуса страны?

01_Kras- После вступления Латвии в Евросоюз, фирма, в которой я работал, была куплена крупной транснациональной корпорацией. С тех пор - командировки по Европе, переход местного бизнеса на глобальные стандарты Компании. Есть возможность роста, в частности - перевод заграницу. Даже если я уволюсь, то опыт внутри Компании и соответствующая запись в моём "послужном списке" будет большим плюсом в любой стране, даже вне ЕС. Сейчас я задумываюсь о том, что Латвия слишком маленькая страна с ограниченными возможностями, и мне надо уезжать. Из моих одноклассников, кстати, в Латвии остались едва ли больше 5 человек. К тому же, как русский человек, в Латвии после 1991 года я себя ощущаю нежеланным гостем. После вступления в ЕС, побывав во многих странах, я считаю себя больше гражданином Европы, чем гражданином Латвии. Детство в маленькой Латвии кончилось, пора открывать для себя будущее - в большой Европе с её большой экономикой, большими географическими пространствами, множеством разных культурных массивов. Звучит пафосно, но советское воспитание приучило к большим масштабам - и к этому в конце-концов моё самосознание и возвращается.

  • Сделали ли вы какой-то философский вывод как гражданин, переживший эпохальные изменения в статусе страны?

- Я вижу, что и раньше общество не было основано на моральных ценностях - к распаду СССР оставались лишь пустые для большинства лозунги. Сменилось поколение, видевшее ВОВ, ушла пассионарность. Сейчас, на мой взгляд, общество - всё так же неактивно и аморфно. В экономике, так и в политике успешны те, кто более умело манипулирует людьми и более искусно играет в экономические игры "по новым правилам". Мораль может играть роль, только если она не мешает достигать основные цели. Корпоративная культура - вот "моральный кодекс строителя капитализма". Это интересное явление: когда идеология Компании заполняет моральный вакуум, оставленный государственной или национальной культурой. Например, несогласие работника с любыми корпоративными идеологическими ценностями Компании - это повод к "коррекционной беседе", а потом - и к увольнению. Ничего не напоминает? Хотя, если смотреть трезво - всё внутри Компании направлено на максимизацию прибыли в рамках закона, все моральные ценности, помогающие этому - поощряются и развиваются. А в общественном сознании СССР было много идеологической "шелухи", косности, которая делала его менее эффективным в сравнении с идеальной корпорацией. Человечные отношения могут процветать в семье, среди друзей, но не в экономике и не в политике. "На войне, как на войне"- основной циничный вывод.

  • Как изменилось ваше материальное положение за последнее время?

3. Материальное положение в денежном выражении за последние 5-8 лет умножилось где-то в 10 раз. В основном, за счёт роста стоимости недвижимости. Зарплата - $5.000 в месяц. Налоги - 34%, коммунальные платежи - $150, питание - $300. Но мой уровень доходов для Латвии - достаточно высок.

Ян Чиквин, Польша, Беласток, 64 года, доктор гуманитарных наук, профессор, писатель, возглавляет белорусское литобъединение “Белавежа”.

  • Изменились ли ваши профессиональные и творческие возможности в связи с изменением статуса страны?
01_czykwin

- По моему мнению, Польша не трижды меняла статус, а – дважды, минуя независимость. В соцлагере она была зависима от Советского Союза, теперь сознательно выбрала путь зависимости от США. Изменились ли в этой смене полюсов наши творческие возможности? И да, и нет. Однозначного ответа нет, потому что тогда, к примеру, была цензура официальная, теперь она существует неофициально. Это особенно касается культуры национальных меньшинств. Что касается культуры, в частности, художественной литературы, издательского рынка, то - мой Бог - везде теперь действует один закон капиталистического толка: книга должна быть в первую очередь хорошим товаром. Эстетико-художественное качество задвинуто на дальний план, ведущее место заняла массовая продукция. И такой процесс одинаково “пережевывает” литературу польскую, российскую, белорусскую...

  • Сделали ли вы какой-то философский вывод как гражданин, переживший эпохальные изменения в статусе страны?

- Я думаю, что изменение, которое произошло в конце ХХ века эпохальным назвать нет оснований. Раньше был государственный капитализм (который называли ласковым именем социализм). Теперь вернулись к прерванному капитализму собственническо-корпоративного, банковского, спекулятивного, общественно-политического дарвинизма. Что хотели, то и получили. Вообще, выйти из исторических механизмов и детерминант, по сути, невозможно. Даже когда уже отчетливо будем видеть перед собой прорву, все равно не свернем с пути – как “слепые” Бройгеля! Евросоюз – это в западной форме вариант СССР, с еще более, наверное, жесткой унификацией прав, законов, стандартов, принципов – во всех областях жизни, на всех уровнях. Личность теряет свою автономию, и, как у Оруэла, распознается через цифру.

  • Как изменилось ваше материальное положение за последнее время?

- По сравнению со средним гражданином моя зарплата, слава Богу, неплохая. В границах нашей страны. Но, равняясь на западноевропейские заработки в той сфере, где я работаю – это курам на смех. Жизнь (еда, налоги, на все и за все: за дом, кусочек земли, телефон, телевизор, радиоприемник, за каждый купленный товар, воду, электричество, бензин и т.д.) все дорожает.

 

Читайте также:

ТРИ ЭПОХИ. Литва. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно