7993

Школа без опасности. Кто отвечает за жизни и здоровье наших детей

"Аргументы и факты" в Беларуси № 15. Школа без опасности. Кто в ответе за жизнь здоровье наших детей 10/04/2018

После трагедии в российском городе Кемерово в нашей стране повышенное внимание к безопасности. А если вопрос касается детей, тут и вовсе не стоит принимать в расчет никакие «но». Поэтому безопасность в учреждениях образования сегодня еще более актуальна как для родителей, так и для учреждений образования.

Учитель в ответе?

Как пояснила «АиФ» Ирина КАРЖОВА, начальник управления общего среднего образования Министерства образования РБ, согласно Кодексу об образовании  учреждения образования обязаны создавать безопасные условия пребывания в них обучающихся, будь то детский сад, школа, ПТУ или вуз. Так, администрация учреждений образования, педагоги несут ответственность за создание безопасных условий для учеников в школах. Это прописано в их должностных обязанностях.

Но контроля только со стороны администрации учреждения образования недостаточно. Необходимо обеспечить безопасные условия с учетом специфики каждого предмета.

Так, на уроках физики, химии, биологии предусмотрено проведение лабораторных и практических работ, на уроках трудового обучения – работ с нагревательными приборами, швейными машинами, столярным  и слесарным инструментом, на уроках  физической культуры и здоровья  подвижность учащихся максимальная, также они выполняют упражнения на спортивных снарядах, со спортивным инвентарем. Поэтому каждый учитель должен обеспечить безопасные условия с учетом специфики своего предмета.

Кроме того, важно обеспечить  безопасность  не только на уроках, но и на перерывах.

Эксперт отметила, что формами статистической отчетности в Минобразования предусмотрен учет травм, полученных в учреждениях образования.

В Беларуси работают 3067 учреждений общего среднего образования, в которых обучаются около 1 млн учащихся. По данным на 5 сентября 2017 года, за прошлый  год произошло около 600 случаев травмирования учащихся  в учреждениях образования.

Больше всего травм школьники получают на переменах и уроках физкультуры.

- Это не просто сухие цифры. Анализируется каждый случай, для того чтобы устранить причины, приведшие к травмированию учащихся и этих ситуаций было как можно меньше, - пояснила Ирина Каржова.

Подобные данные собираются и в учреждениях дошкольного образования. Так, за прошлый год в детских садах было зафиксировано 62 травмы, в 2016 году  – 81. В основном это падения, травмы, полученные во время прогулок, из-за личной неосторожности малышей. Есть и нарушения, связанные с несоблюдением методики организации образовательного процесса, - такие сведения привела Альбина ДАВИДОВИЧ, начальник управления дошкольного образования Министерства образования РБ.

Технологии в помощь

Столичная гимназия №16 — яркий пример того уровня безопасности, к которому должны стремиться все школы.

- Безопасность ребенка – это многогранное понятие. Оно охватывает пожарную безопасность, информационную безопасность, здоровье, - уверен  Георгий КУШНЯРОВ, директор ГУО «Гимназия № 16 г. Минска».

В гимназии на дверях здания установлены электромагнитные замки, организован пропускной режим. Зайти в школу может лишь тот, кто имеет доступ: ученик с чипированной карточкой, на которой закодирована вся информация о школьнике, либо педагог с аналогичным документом.  Пропускная система позволяет родителям отслеживать, во сколько ребенок пришел на уроки и во сколько ушел. Придумали ученический «пластик» в рамках проекта «Электронная школа». Получилось два в одном: школьный документ и банковская карточка.

С одной стороны, это обычная карточка, с помощью которой можно оплачивать питание в школе, расплачиваться в буфете и так далее. Но внешне она отличается от обычных банковских карт: на ее лицевую сторону нанесены информация о владельце (фамилия, имя, сведения об учреждении образования, срок действия карты и уникальный номер учащегося), фотография ребенка.

Также в гимназии №16 на вахте всегда есть сторож, организовано дежурство администрации и учителей. Кроме того, в гимназии установлена «тревожная кнопка».

Нет денег  на безопасность?

К слову, далеко не в каждой белорусской школе установлена пропускная система или «тревожная кнопка».

По словам заместителя начальника Департамента охраны МВД - начальника управления средств и систем охраны полковника милиции Олега ШАБЛЫКО, из 3985 учреждений образования, находящихся в зоне реагирования подразделений департамента, системы тревожной сигнализации, или так называемые «тревожные кнопки», установлены в 2448 (61,4%).

- Установка такого оборудования стоит 250-300 рублей. Контроль систем тревожной сигнализации, к примеру, в Минске обходится в 43 копейки в час. В основном  договоры о приеме сигналов тревоги от систем сигнализации с учреждениями образования заключаются на время, в течение которого учащиеся (студенты) находятся в учебном заведении, – 10-12 часов, или круглосуточно, - пояснил эксперт.

Наиболее распространены в учреждениях образования проводные средства тревожной сигнализации, но, по желанию заказчика, дополнительно может устанавливаться ручной беспроводной извещатель, который удобно носить с собой и которым в случае необходимости  можно без промедлений воспользоваться.

Как отметил Олег Шаблыко, Департамент охраны также заключает договоры об оказании учреждениям образования охранных услуг гражданским персоналом сторожевой охраны. То есть представитель департамента осуществляет охрану объекта и несет ответственность за обеспечение безопасности. На таких постах Департамента охраны обязательно устанавливаются «тревожные кнопки».

- Зачастую учреждения образования ссылаются на различные объективные причины, по которым у них отсутствует возможность установки систем тревожной сигнализации, одна их которых  - отсутствие финансирования данных расходов. Однако необходимо помнить, что речь идет о безопасности наших детей. После поступления сигнала тревоги от систем тревожной сигнализации группа задержания Департамента охраны МВД выбывает незамедлительно. Она точно знает расположение учебного заведения, из которого поступил сигнал, его конфигурацию, что позволяет оказать помощь в кратчайшие сроки.

МНЕНИЕ

Анна ГРАНОВСКАЯ, учитель, автор нестандартных пособий для детей:

- Конечно, всем нам хочется, чтобы дети, которые идут в школы и сады, были в безопасности. На вахтах  в школе сидят, как правило, люди пенсионного возраста. Вряд ли атлетически сложенные «бодигарды» пойдут на заработки в школу. То есть если сторож — женщина в возрасте, то дай бог, чтобы в её арсенале защиты была «тревожная кнопка». Но, так как охрана от МВД работает по принципу самоокупаемости, «тревожные кнопки» есть далеко не везде. Но я не представляю себе, о какой окупаемости может идти речь, если одно господразделение должно оплачивать услуги другой госструктуры, при этом не являясь коммерческой организацией. Мне кажется, на детях нельзя экономить.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно