На протяжении декабря в белорусских школах проводятся информационные часы об инклюзии. Они приурочены к Международному дню людей с инвалидностью.
На этих уроках учащиеся 5–7 классов знакомятся с понятием «инвалидность», узнают о принципах инклюзивной среды, способах ее создания в стенах школы. Информационные часы на тему инклюзии инициированы ЮНИСЕФ в Беларуси в рамках кампаний «Просто дети» и «Просто дети в школе», реализуемых совместно с министерствами образования и здравоохранения при финансовой поддержке правительства Российской Федерации.
Согласно Конвенции о правах ребенка все дети имеют право на образование, направленное на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
Один из таких уроков, посвященных теме инклюзии, прошел 17 декабря в 5-м «А» классе средней школы № 111 города Минска. На информационном часе учащиеся познакомились с социальной концепцией инвалидности; этикой общения с детьми с инвалидностью; поговорили о проблемах, с которыми могут сталкиваться такие дети в процессе обучения; узнали об известных людях с инвалидностью, которые, несмотря на трудности, добились успеха.
Дети с инвалидностью преодолевают многочисленные препятствия на пути интеграции в общество. Преградой для них становится не только отсутствие элементов безбарьерной среды (подъемников в школе, пандусов, усилителей звука и др.) и необходимых специальных инструментов для обучения, но и негативное восприятие инвалидности со стороны сверстников и взрослых.
– Об инклюзии детям надо рассказывать как можно раньше, – отмечает классный руководитель 5-го «А» класса Оксана Макаренко. – Те мысли, которые мы закладываем им в этом возрасте, влияют на мировоззрение и, соответственно, модель социального поведения. Формирование корректного отношения учащихся к детям с инвалидностью может стать важным шагом на пути создания общества, в котором каждый будет чувствовать себя полноценным человеком, имеющим равные права со всеми.
В ходе информационного часа учащиеся узнали, как может быть устроен город, удобный для всех, и получили домашнее задание: рассказать знакомым о том, что дети с инвалидностью такие же, как и все, поделиться мыслями об инклюзии в своих социальных сетях, снять видео о том, как преобразовать школу или класс для детей с разными потребностями, написать статью по тематике урока в школьную или городскую газету.
– Классные часы, которые затрагивают вопросы толерантности, инклюзии, понимания и принятия наших отличий, я считаю очень важными. Когда общество принимает любого человека как равного и создает ему условия для развития и комфортной жизни, то это очень хорошо, – рассказывает директор средней школы № 111 Светлана Протасевич. – С первых дней работы школы мы стараемся сформировать толерантное отношение всех учеников к таким детям. Но, наверное, самая большая работа была проведена не с детьми, а со взрослыми – учителями и родителями. Именно у взрослых есть вот этот барьер: принять такого ребенка и относиться к нему как к равному – не хватает знаний, как общаться, как себя вести. Надеюсь, что благодаря таким информационным урокам дети смогут подсказать и своим маме и папе, как нужно поступать в таких ситуациях.
Разработанные методические материалы направлены на преодоление стигмы в отношении детей с инвалидностью, повышение осведомленности учащихся и работников учреждений образования о праве каждого ребенка на качественное образование.
Материалы для проведения информационного часа на тему инклюзии размещены в открытом доступе на сайте Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь (презентация, памятка, дополнительные материалы, план урока). Материалы рекомендованы для использования Институтом национального образования Республики Беларусь.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть