Тайны науки. Над какими загадками ученые бьются до сих пор

"Аргументы и факты" в Беларуси № 39. Изобретения и открытия, изменившие мир 29/09/2020

Тайного, нераскрытого в науке, оказывается, так же много, как и понятного, имеющего объяснение. Ученые до сих пор бьются над рядом загадок, но решение никак не приходит и остается за гранью понимания.

Вымирание мегафауны

Когда-то по земле ходили гигантские животные, например, шерстистый мамонт. Общее название таких животных — мегафауна. Мегафауна исчезла по большей части совсем недавно, в диапазоне десяти тысяч лет назад. И ученые не смогли выяснить наверняка, почему. В качестве основных причин выдвинули такие тезисы, как охота и изменение климата. Но те, кто стоит за изменение климата, не обладают серьезными доказательствами, чаще они ссылаются на то, что нет достаточного количества доказательств и для другого тезиса. Что касается охоты в качестве причины, ученые говорят, что, даже если бы это было правдой, археология приводит слишком мало доказательств в пользу этого. Тайна остается неразрешенной, и мы никак не можем понять, почему на самом деле вымерли гигантские животные.

Эффект Мпембы

Эффект Мпембы гласит, что кипящая вода при определенных обстоятельствах может не только замерзнуть, но и сделать это быстрее, чем холодная. Это явление, согласно свидетельствам, обнаружили еще в Древней Греции, хотя оно, по всей видимости, противоречит законам термодинамики. В 1969 году ученый по имени Мпемба провел опыты, доказавшие, что эффект реален, однако они оставили ученым больше вопросов, нежели ответов. В качестве причин такого явления приводили множество вариантов, но ни один из них не удовлетворил ученых. Возможно, когда-нибудь ученые решат и эту загадку, но пока результаты исследований только удручают.

Скорость света

Хотя ни одно исследование скорости света не опровергает теорию о том, что скорость света максимальна, появляется все больше доказательств, что это утверждение может быть некорректным. Некоторые утверждают, что темная энергия движется быстрее с течением времени. Другие полагают, что если теория Большого взрыва верна, вселенная расширялась намного быстрее скорости света в своем зачаточном состоянии. Хотя до сих пор непонятно, можем ли мы обнаружить скорость, превышающую световую, наука движется вперед. Кто знает, возможно, мы сломаем фундаментальные пределы.

Внетелесный опыт

Люди давным-давно сообщают о странных переживаниях, когда находятся близко к смерти, а иногда и в другие моменты, мол, их сознание покидает тело, хотя тела остаются живыми. Одна группа исследователей попыталась проверить эти утверждения. Ученые использовали виртуальную реальность и камеры, чтобы испытуемый касался виртуального тела и реального тела, а затем - только реального. Люди были убеждены, что касались реального тела, хотя в действительности все было наоборот. Этот эксперимент породил предположение о том, что человеческие переживания внетелесного опыта могут быть более серьезными. Также ученые планируют изучать переживания в состоянии клинической смерти, используя различные механизмы, подобные вышеописанным. Важно точно понять, что это: иллюзия или сознание действительно покидает тело. На данный момент это остается загадкой.

Птицы, падающие с неба

Несколько лет назад в Арканзасе с неба упала куча черных птиц. Тогда обвинили фейерверки, хотя и не особо хорошо проверили эту теорию. Вскоре после этого птицы попадали снова, и в этот раз фейерверки были ни при чем. В то же время в том же штате мертвыми оказались тысячи рыб. Хотя объяснений было много, ни одно из них не дало точного ответа на вопрос, почему тысячи птиц падают с неба и в том же районе внезапно погибают тысячи рыб. Возможно, это просто совпадение, но очень странное.