Сюрприз на Хэллоуин. Гигантский астероид пролетит рядом с Землей 31 октября

Большой «гость» на большой скорости

Праздник Хэллоуин в 2015 году будет отмечен встречей Земли с крупным астероидом. Как сообщают представители NASA, автоматическая система Pan-STARRS, расположенная на Гавайях, зафиксировало новый космический объект, получивший название 2015 TB145.

Согласно расчетам специалистов, размер астероида составляет от 280 до 620 метров, а скорость его движения при прохождении Земли составит около 35 километров в секунду. Последний показатель нехарактерно высок для подобных небесных тел, отмечают эксперты.

Обнаружить астероид ранее не представлялось возможным именно из-за его высокой скорости, а также из-за чрезвычайно непредсказуемой траектории.

Последние данные наблюдений показывают, что 2015 ТВ145 пролетит рядом с Землей 31 октября, приблизившись к ней на расстояние около 499 тысяч километров, что составляет 1,3 расстояния от Земли до Луны. По данным NASA, в последний раз столь крупный объект проходил рядом с нашей планетой на столь малой дистанции девять лет тому назад. При этом специалисты уже заявили, что 2015 ТВ145 никакой опасности для Земли не представляет — по крайней мере, в этот раз.

99 процентов неизвестных

Следующий аналогичный визит астрономы ожидают не ранее 2027 года — тогда рядом с Землей должен будет пролететь астероид 1999 AN10.

Этот прогноз, впрочем, касается лишь тех небесных тел, что были обнаружены ранее и теперь, в силу своей потенциальной опасности, находятся под наблюдением. Как показывает пример 2015 ТВ145, крупные астероиды могут возникать вблизи Земли внезапно, когда до встречи с ними остаются считанные недели, а то и дни.

На состоявшемся в октябре 2015 года в Москве конгрессе «Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий» было подчеркнуто, что в настоящее время специалистам известен лишь 1 процент опасных небесных тел размером свыше 50 метров.

Поэтому излюбленный сюжет голливудских блокбастеров, когда человечество, обнаружив астероид, представляющий опасность для человечества, имеет достаточно времени на подготовку к встрече с ним, не совсем соответствует действительности.

Если бы траектория 2015 ТВ145 проходила не мимо Земли, а вела к встрече с планетой, то за оставшиеся до столкновения дни земляне смогли бы лишь приблизительно рассчитать район его падения, провести частичную эвакуацию населения, и ... молиться.

Внезапный «Челябинск»

Иногда и на это нет времени. Ставший ныне уже легендарным метеорит «Челябинск», взорвавшийся 15 февраля 2013 года на высоте в несколько десятков километров, не был обнаружен вплоть до вхождения в атмосферу Земли. По счастливой случайности, данный случай обошелся без человеческих жертв и с минимальными, по масштабам события, разрушениями. При этом в случае с метеоритом «Челябинск» речь шла об объекте диаметром всего около 17 метров, который при входе в атмосферу Земли имел скорость 18 км в секунду. Последствия визита астероида размером в двадцать раз больше, двигающегося в два раза быстрее, были бы куда более разрушительными.

Падение метеорита «Челябинск» привлекло внимание к работе астрономов, наблюдающих за небольшими телами Солнечной системы. В настоящее время сообщения об астероидах, приближающихся к Земле, приходят регулярно, и вызывают устойчивый интерес.

При этом нужно подчеркнуть — большинство обнаруживаемых небесных тел для Земли в настоящее время все-таки не опасны. Такие события, как взрыв метеорита «Челябинск», по счастью, остаются редкостью.

Так что 31 октября 2015 года с Землей ничего страшного не произойдет. По крайней мере, очень хочется в это верить.

Андрей Сидорчик