86

Снизить травматизм. Школьники придумали «умный» самокат

"Аргументы и факты" в Беларуси № 20. Даром преподаватели... 14/05/2024
Георгий Зотов / АиФ

Свердловские школьники вместе со своим куратором Петром Чугуновым знают, как решить проблему самокатов. Они создали «умный» модуль, который автоматически снижает скорость или вовсе выключает самокат, если на его пути стоят люди. Дело лишь за «малым» – чтобы воплотить проект в реальность, нужны инвестиции. Подробности - в материале АиФ-Урал.

Думать за самокатчика

Во время Уральской проектной смены в лагере «Сириус» школьники из Екатеринбурга и Каменска-Уральского придумали, как решить проблему самокатов в крупных городах. Недобросовестные ездоки нередко двигаются по тротуару на высокой скорости и сбивают пешеходов. И если в ряде случаев человек отказывается думать сам, то за него это может делать «машина». Под руководством наставника школьники создали устройство, которое крепится на средство индивидуальной мобильности и снижает скорость движения, если «видит» людей.

Нейронная сеть анализирует объекты и посылает соответствующий сигнал в двигатель.
Нейронная сеть анализирует объекты и посылает соответствующий сигнал в двигатель. Фото: Из личного архивa/ Из презентации проекта

«Самокаты – насущная тема крупного города. Практически любой человек может взять их в прокат или купить, – рассуждает координатор проекта свердловских школьников, сотрудник Института высокотемпературной электрохимии Уральского отделения Российской академии наук Пётр Чугунов. – Городские власти разрабатывают способы их регулирования. Но, идя по улицам, мы до сих пор полагаемся только на сообразительность самих самокатчиков. Многие компании уже занимаются разработкой СИМа, который был бы наделён автопилотом. Но в таких проектах речь идёт о готовом самокате, а как быть с теми, которые уже есть в свободном доступе? Мы с ребятами разработали модуль автопилота, и его можно устанавливать на разные самокаты. Наше устройство анализирует окружающую обстановку с помощью камер на основе нейронных сетей и ограничивает пользователя в совершении опасных манёвров».

Другими словами, модуль включается в работу, например, когда человек подъезжает к пешеходному переходу. «Умные» камеры легко распознают эту ситуацию. У самоката моментально отключается мотор, срабатывают тормоза. И самокатчик вынужден перейти через дорогу пешком, даже если хотел проехать этот участок.

Или другой предполагаемый случай: лихач едет, несмотря на то что перед ним идёт толпа. Самокат с модулем сам распознаёт препятствие и максимально ограничивает скорость передвижения до условных пяти километров в час – это как если бы человек перешёл на медленный шаг.

Блок камер и модуль крепятся на руль. В изначальной версии присутствовали колёса устойчивости - для того, чтобы создать самокат, который мог бы ехать без водителя; но в конечном счёте от них отказались.
Блок камер и модуль крепятся на руль. В изначальной версии присутствовали колёса устойчивости - для того, чтобы создать самокат, который мог бы ехать без человека; но в конечном счёте от них отказались. Фото: Из личного архивa/ Из презентации проекта

«Прибор распознаёт объекты на основе стереозрения, – поясняет Пётр Чугунов. – Система видеокамер получает изображение, на котором с помощью нейронной сети происходит детектирование или распознавание объектов. Прогнозируется траектория их движения и вычисляется расстояние до них. На основе этих данных девайс решает: остановиться, снизить скорость или продолжить поездку».

Как рассказывает изобретатель, всё это только кажется сложным. Само по себе устройство достаточно небольшое. Оно представляет собой две камеры, расположенные на руле под рукояткой, и сам модуль. Этот модуль тоже закрепляется на руле самоката и подключается к камерам с помощью проводов. Пётр заметил, что прокатные сервисы используют одну модель самоката. Разве что их красят в разные цвета и добавляют декоративные элементы, но при этом в самой модели ничего не меняется. Поэтому один модуль подошёл бы для всех.

Пустят в производство?

Но пустить в производство такое полезное изобретение на данный момент крайне сложно. Для этого нужны не столько денежные средства, сколько условия, чтобы можно было заняться сборкой, параллельно проводя дополнительные тесты, чтобы довести изобретение до окончательного варианта.

«Наша работа заморожена после лагеря. И я как руководитель сейчас занят другими делами на своей должности. Да и сложно всё это реализовать на голом энтузиазме. Казалось бы, идея должна быть востребована, но в ближайшее время такие модули вряд ли появятся на улицах города. Любая качественная работа должна делаться интенсивно, а для этого команде нужна территория, на которой будут станки для производства отдельных деталей, коворкинг. Плюс на время того, как они будут трудиться над проектом, их потребности должны быть закрыты. Но кто всё это предоставит, после того, как проектная смена окончена?» – сетует автор идеи.

Сейчас модуль для самокатов находится у Чугунова в гараже. Сотрудник академии наук надеется, что в дальнейшем эту разработку всё же будут использовать, правда, не знает когда.

Дарья ПОПОВИЧ, АиФ-Урал

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно