Перевернувшие мир. Каким научным открытиям мы обязаны женщинам

"Аргументы и факты" в Беларуси № 16. Готовьте лыжи летом! 20/04/2021

Женщины-ученые, женщины-врачи и женщины-изобретатели подарили миру открытия, которые изменили ход истории. «АиФ» вспомнил выдающихся женщин-ученых, чьи изобретения спасли жизни миллионов людей.

Мария Кюри

кюри

Сто лет назад никто не знал слова «радиоактивность». Его придумала Мария Склодовская-Кюри, после того как выделила новый химический элемент с практически волшебными свойствами – радий. Ученая стала первой женщиной, которая получила Нобелевскую премию. В годы Первой мировой она изобрела мобильные рентгенографические аппараты и придумала полые иглы с радоном, которыми стерилизовали инфицированные части тела более миллиона раненых военных. Без исследований Кюри не было бы ни рентгена, ни радиационных методов лечения опухолей, ни атомной энергетики.

Розалинд Франклин

франклин

Доктор Франклин опередила несколько научных институтов и первой при помощи рентгена сфотографировала структуру ДНК, предположив, что та имеет форму спирали. К сожалению, из-за постоянного облучения «Леди ДНК» заболела раком и умерла вскоре после своего открытия, а Нобелевскую премию на его основе получили Фрэнсис Крик, Джеймс Уотсон и Морис Уилкинс. Вклад Розалинд на долгие годы был забыт. Одни биографы считают, что это произошло из-за неудачного стечения обстоятельств, другие – что коллеги просто украли фотографии и присвоили открытие Франклин себе.

Кристина Нюсляйн-Фольхард

фольхард

Биолог Нюсляйн-Фольхард совместно с Эриком Вишаусом проверили тысячи генов фруктовых мух и доказали: из одной клетки развивается целый организм. Также в ходе научных исследований они выяснили, какие нарушения в ДНК ответственны за эти отклонения. Позже оказалось, что мутации у зародыша человека происходят похожим образом. Сейчас исследование Нюсляйн и Вишауса позволяет снизить риск выкидышей и рождения детей с отклонениями в развитии, а за свою работу учёные получили Нобелевскую премию по медицине.

Барбара Мак-Клинток

макклинток

Барбара всю жизнь посвятила изучению кукурузы. Когда она обнаружила, что в ДНК овоща есть «прыгающие» гены, и сообщила об этом коллегам, ей не поверили. Только через 30 лет, в начале 1980-х, благодаря развитию технологий учёные признали, что «прыгающие» гены – транспозоны – действительно существуют. А ещё чуть позже выяснилось: в ДНК человека таких примерно половина, и Барбаре присудили Нобелевскую премию. С тех пор учёные зафиксировали около ста заболеваний человека, причиной которых могут быть подвижные гены: рак лёгких, аутизм, мужское бесплодие и т.д.

Нетти Стивенс

стивенс

Стивенс ещё в начале прошлого века впервые заявила, что хромосомы бывают женские и мужские (X и Y). Открытие часто приписывают её учителю – Эдмунду Уилсону, который независимо от нее проводил похожие исследования. Но именно Нетти первая обнаружила, что женщины имеют две большие ХХ-хромосомы, и она же нашла Y-хромосому у мучного жука. Под влиянием её открытий Уилсон отредактировал свою работу, а Нетти Стивенс стала первой женщиной-генетиком, чей вклад в науку признали официально.