1038

Мировые тренды. Определиться с будущей профессией можно будет онлайн

"Аргументы и факты" в Беларуси № 29. Грибы, ягоды, рыбалка... 21/07/2020

Мировые тренды в сфере образования и обучения сегодня ориентированы на непрерывность в течение всей жизни. И это означает, что человек может получать новые знания, начиная c детского сада до глубокой старости.

«АиФ» поговорил с экспертами в сфере профессионального образования о непрерывном образовании – руководителем проекта «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» Леа ОРРО (Эстония) и ключевым экспертом по рынку труда проекта Ниеле ДИЛБИЕНЕ (Литва), которые объяснили, насколько сегодня людям зрелого и пожилого возраста реально держать руку на пульсе и быть востребованными на рынке труда.

- Сегодня мир меняется очень быстро, поэтому необходимо постоянно приобретать новые компетенции, навыки, умения, поскольку старых знаний уже может быть недостаточно, - говорит Леа Орро. – Способы достижения этой цели разные и не ограничивающиеся формальными системами школьного образования, обучения в колледже или лицее, университете. Речь о неформальном и спонтанном образовании, например, о возможности усовершенствовать свои знания на различных курсах, предоставляемых теми или иными поставщиками образовательных услуг. Однако есть и спонтанное образование/обучение: мы каждый день учимся чему-то новому, даже не осознавая этого. Приведу самый простой пример: если человек, посмотрев телевизор, узнал что-то новое для себя, это и есть спонтанное обучение. Такое происходит с нами постоянно, правда, такое обучение не признается. Однако, например, у нас в Эстонии, как и во многих западноевропейских странах, есть разные системы оценки и признания знаний, которые человек приобрел не в рамках формального образования, а в других условиях. Ему для этого надо всего лишь сдать квалификационный экзамен. Профессиональные стандарты содержат четкое описание, что должен знать, уметь человек и как применять знания и умения в трудовой деятельности. Такие стандарты, кстати, разрабатываются для Беларуси в рамках нашего проекта.

Леа Орро.
Леа Орро. Фото: Из личного архива

- То есть можно не то что в вузе не учиться, но и на курсы не ходить?

- Абсолютно верно. Можно чему-то научиться, например, у дедушки, а потом подтвердить, что вы знаете и умеете. И наоборот, дедушка чему-то новому может научиться у своего внука. Это, конечно, не для всех профессий и специальностей. 

Как избежать дискриминации на рынке труда?

- Люди в возрасте 40-45+ часто говорят о дискриминации, о том, что работодатели отдают предпочтение молодым сотрудникам. Как преломить эту ситуацию?

- Чтобы быть конкурентоспособным и сохранить рабочее место, надо постоянно учиться, повышать квалификацию.

Ниеле Дилбиене дополнила коллегу:

- Сейчас все очень быстро меняется, и невозможно получить в колледже или вузе знания на всю жизнь. Какие-то тенденции предугадать можно, например, то, что ІТ-сфера в ближайшие 20-30 лет будет бурно развиваться, и занятые в ней люди без работы не останутся. Но в целом сложно предвидеть, какие именно специальности будут востребованы в будущем, чтобы получить одну профессию раз и навсегда. В течение жизни придется и переучиваться, и получать совершенно новые компетенции, и многое другое. Но можно окончить, например, колледж или лицей, а дальше выбирать наиболее интересные сферы или специализации и продолжать обучение в вузах, на курсах.

Ниеле Дилбиене
Ниеле Дилбиене. Фото: Из личного архива

- Есть универсальный совет, чему отдать предпочтение, чтобы это в жизни наверняка пригодилось?

- Я бы посоветовала обратить внимание на универсальные компетенции, которыми важно овладеть каждому человеку независимо от того, кем он хочет стать – сварщиком, бухгалтером или программистом. Это в любом случае пригодится, - советует Леа Орро. - Конечно, важно знать азы компьютерной грамотности. Стоит подумать и о навыках коммуникации – умении взаимодействовать с другими людьми. А белорусам, по моим наблюдениям, стоило бы сделать акцент на изучении иностранных языков: это расширяет горизонты и делает человека более конкурентоспособным.

Также очень важно выработать в себе такой эффективный навык, как готовность учиться, обучаться. Упомяну еще о двух необходимых компетенциях, как предпринимательские навыки и инициативность, активность, которые очень ценятся нанимателями.

- Самое неприятное - потерять работу относительно незадолго до пенсии в возрасте 50+. Все же как понять, куда пойти учиться, чтобы в какой-то момент не остаться ни с чем?

- В западноевропейских странах есть такое понятие, как непрерывное карьерное консультирование для людей разного возраста – не только молодежи, которая только выбирает профессию, но и для тех, кто много лет отработал на одном месте и лишился его, и кто, например, понял, что занимается не тем, и захотел что-то поменять в своей жизни. Сейчас в Беларуси идет разработка электронного инструмента для профориентации, воспользовавшись которым, каждый человек сможет понять свои склонности к той или иной профессии. Прежде всего инструмент поможет школьникам старших классов, учащимся колледжей, но он будет полезен и взрослому населению, безработным, людям с ограниченными возможностями. Инструмент будет касаться всех уровней образования и будет доступен онлайн. Мы надеемся, что методика будет готова уже в следующем году.

Конечно, нельзя на 100% понять, что тебе больше всего подходит, но это один из способов, который призван людям помочь определиться. Надеемся, что этим онлайн-инструментом смогут пользоваться и Республиканский институт профессионального образования, и учреждения образования, и службы занятости.

Есть и другие инструменты, например, предоставление учреждениями профобразования краткосрочных курсов для людей, желающих сменить профессию. В Беларуси такие услуги уже оказываются, но мы советуем их расширить.

СПРАВКА

Сейчас в Беларуси при финансировании Европейского союза идет работа над проектом в сфере профессионального образования и обучения. Речь о работе на уровне колледжей, лицеев, училищ. Цель проекта – создание большей связи между предложением системы профессионального образования и потребностями рынка труда. Как следствие – улучшение перспектив трудоустройства молодежи и взрослого населения, а также повышение качества и привлекательности системы профессионального образования и обучения Беларуси. Эксперты проекта из европейских стран работают с белорусскими специалистами, ключевые партнеры проекта – Министерство образования Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Республиканский институт профессионального образования. В рамках проекта проводится работа над профессиональными стандартами, которые лягут в основу образовательных стандартов и новых образовательных планов и методик.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно