aif.ru counter
684

3D-пособия и интерактивная история. Какие перспективы у онлайн-образования

"Аргументы и факты" в Беларуси № 25. Ипотека нам поможет? 23/06/2020

Первая в Беларуси онлайн школа «Prime» начала свою работу в «боевых» условиях пандемии, совершив прорыв в области «удалёнки». Занятия последней четверти проводились абсолютно бесплатно и для всех желающих.

Что стоит за этой легкостью и красотой решений? Какие планы у героев на новый учебный год? Можно ли полностью перейти учиться в Интернет? Говорим с директором проекта, учителем математики и информатики Татьяной КУРЕЦ.

- Я сама - мама восьмиклассницы. Года три назад возникли проблемы с некоторыми предметами, захотелось ребенку помочь. Поискали репетиторов, но нам не очень понравилось. Начали искать дополнительное образование онлайн. По белорусскому языку не нашли ничего. А где-то были интересные программы, но плохое качество записи. Мы поняли, что есть потребность, но нет предложений. А ведь онлайн-образование – один из самых быстрорастущих рынков в мире. США и Китай пережили эти пики года 3-4 назад, в России уже тоже есть полноценные онлайн-школы, где ребенок может получить аттестат. В Беларуси, к сожалению, нет такого понятия, как онлайн-образование. Но мы решили стать первыми.

УРОК СБОРКИ

- Сложнее всего было найти учителей. Профессия, к сожалению, потеряла свой престиж. Новое поколение выбирает денежные работы или хотя бы те, где нет столько бумажной бюрократии. Но даже если мы находим увлеченного, талантливого учителя – готов ли он перестроиться в онлайн-формат, изучить новые инструменты и методики? Кстати, методики мы разрабатывали сами, опираясь на успешный опыт других стран, долго исследовали различные платформы, чтобы выбрать наиболее удобную.

- Учителей обеспечили необходимым оборудованием?

- Мы решили, что учителя будут приходить в онлайн на работу. Преподавать из кухни в домашнем виде, на мой взгляд, неавторитетно. К тому же на рабочем месте обеспечены качественные звук, свет, видео.

- Почему вы просто не записали «подкасты» с лекциями педагогов? Заходи в удобное время и смотри.

- У подростков еще не хватает когнитивных способностей, чтобы просмотреть этот урок, высидеть и ни разу ничего не спросить. Именно поэтому мы приняли решение проводить онлайн «живые» сессии.

- Итак, около трех лет вы готовили программы, педсостав, платформу, оборудование и наверняка планировали громкий первый онлайн-звонок…

- Мы готовились плавно перейти в онлайн, набирали группы и опыт. Хотели еще год поработать в контексте дополнительного образования, но случилась пандемия.

УРОК СКОРОСТИ И УЧАСТИЯ

- Пандемия стала катализатором. В конце апреля все поняли, что многие школы не могут ничего предложить ученикам. А у нас уже всё было для онлайн-образования. И мы приняли решение проводить для всех желающих уроки бесплатно. Скажу честно, платформы иногда не выдерживали. Был огромный спрос и у детей, и у родителей.

АиФ СПРАВКА
· С 27 апреля по 18 мая онлайн-школа работала бесплатно. · На 3 недели онлайн-школа стала практически заменой государственной школы более чем для 2000 детей со всей Беларуси. За это время в школе прошло более 900 уроков.

- Вы предлагали консультирование по вопросам перехода в онлайн учителям других школ?

- Да, мы предложили всем желающим учителям пройти курс обучения работы в онлайн, предложили консультации по платформе, подготовили официальные письма. Не могу сказать, что был большой отклик со стороны педагогического сообщества и Министерства образования. Но дети и родители очень нас благодарили. Некоторые дети остались с нами и после – мы систематизировали знания четвертой четверти и за год. Летом мы предлагаем пройти интенсивы по всем предметам школьной программы, чтобы подтянуть успеваемость. Постепенно готовимся к началу учебного года.

УРОК ВОЗМОЖНОСТЕЙ

- У дистанционного обучения много плюсов – нет необходимости куда-то ехать, можно разговаривать с подростками на хорошо знакомом им языке высоких технологий. У современных детей ведь «клиповое» мышление. Иногда им проще увидеть одну картинку, и все станет ясно. Поэтому каждый урок у нас содержит около сорока слайдов, видео и тренажеры. 

- Интернет при умелом пользовании дает много новых возможностей.

- Да. Кроме YouTube и электронных тренажеров, учителя используют такие сервисы, которые на классических уроках в классе часто недоступны. Например, 3D-модели. Или возможность полистать интерактивную карту Беларуси, ознакомиться с историей нашей страны в интересной для подростков форме.

- А как вы решили вопрос с белорусским языком? Пробелы именно в этом контенте заставили вас в свое время заняться созданием онлайн-школы.

- Проблема в том, что обучающего контента на белорусском языке мало, и погрузиться в родной язык в Интернете очень сложно. Поэтому мы разработали курс его естественного, нативного изучения. Обучение происходит в процессе просмотра «мультика» и обсуждений приключений героев с одноклассниками. Курс так и называется «Мова ў мультфiльмах «Прыгоды Праймiкаў».

После курса обучения напишем и опубликуем книгу на белорусском.

УРОК РАВЕНСТВА

- Онлайн-школа - это большая поддержка для детей, которые проходят долгое лечение в больницах.

- И это хорошее решение для инклюзивного образования, выход для детей с инвалидностью. Это возможность не только учиться, но и общаться с ровесниками, чувствовать себя таким же, как все. На экране все равны.

- Теперь о минусах онлайн-образования.

- Из минусов – зависимость от Интернета и технических возможностей, но это решаемо. Второй минус – проблемы в социализации детей. Как же они будут учиться общаться, если они все время будут в Сети? Не спорю, такая проблема есть. Но это такое время, мы просто встраиваемся в него, учимся общаться в новых условиях, пусть даже и в Сети. Я еще думаю, что дети, которые перейдут на онлайн-образование, смогут свободнее перемещаться и находить новых друзей, ведь неважно, из какой страны ты будешь учиться. Кстати, к нам уже поступили запросы из США, Турции и Финляндии. Онлайн-школа - это решение для белорусов за границей.

- Как будут аттестовывать учеников онлайн-школы?

- Это отдельный вопрос. Когда ребенок переходит на индивидуальный план обучения, он все равно остается прикрепленным к своей обычной школе. Он может обучаться дома, у репетиторов, онлайн, но сдавать контрольные он приходит в школу, в которой «прописан». Так что ответ – нет, аттестаты мы не даем. Их, проверив полученные у нас знания, выдает государственная школа.

УРОК НОВЫХ ТРАДИЦИЙ

- Мы выбрали часовой формат урока с учетом возможных задержек со звуком и других особенностей работы в Сети. К тому же хочется уделить больше времени каждому ребенку индивидуально. Кстати, в классе у нас не более 8 человек.

- Физкультура, труды, «домашки» - это всё останется в онлайн-школе?

- Физкультура и труды у нас отсутствуют. Но есть физкультминутки, чтобы дети двигались и не уставали сидеть. Перерыв между занятиями – полчаса. За это время можно перекусить, размяться и отдохнуть. Домашние задания есть как в виде тренажеров, тестов, так и в виде традиционных творческих работ.

- Как вы считаете, родители при онлайн-образовании теряют контроль над процессом или наоборот?

- Думаю, наоборот. Родитель в любой момент может войти в комнату и послушать, что и как говорит учитель. Кстати, на уроки истории у нас собираются целыми семьями – ребенок учится, а родители просто слушают, им интересно.

УРОК ПЕРСПЕКТИВ

- Лето в разгаре, но про 1 сентября надо думать уже сейчас. Мы не можем знать, какой будет эпидемиологическая обстановка, соответственно, должны быть готовы к любому повороту событий.

- Мы готовы предлагать не только дополнительное образование по отдельным предметам в виде дистанционных курсов, но и полноценное онлайн-образование. Повторю, пока законодательно такого понятия в нашей стране нет, хотя мы надеемся, что что-то изменится. Но существует такое понятие, как индивидуальный план, и каждый родитель имеет право перевести на него своего ребенка.

- Что бы вы хотели сказать сейчас, в конце «урока»?

- Мы собрали классную команду. Как бы ни были важны картинки и технологии, но Учитель важнее. И мы до сих пор в поиске талантливых, увлеченных учителей, готовых осваивать новые форматы. Не надо бояться этого нового. Мы поможем учиться и учителям, и родителям, и детям.

 

«ЭТО ФЕНОМЕНОЛОГИЧНО!»

Руководитель образовательных программ первой в Беларуси онлайн-школы «Prime» Анастасия ГОНЧАРОВА:

- Насколько согласована программа вашей школы с общеобразовательной?

- Количество и время часов по каждому предмету у нас соответствует государственным нормам. Нам всем важно, чтобы онлайн-образование было релевантно общеобразовательной программе. Мы идем параллельно, учитывая её. Но там, где считаем необходимым, мы углубляем знания. Иногда за счет того, что используем междисциплинарный подход, в 6-м классе мы можем затронуть какие-то учебные программы 7-го и 8-го классов.

- Зачем нужны такие сложности?

- Мы считаем важным показать ребенку, что в мире нет отдельных предметов, когда сама по себе физика, сама по себе математика и сам по себе русский язык. Все явления в природе и мире взаимосвязаны, мы стараемся исследовать их с разных точек зрения, чтобы научиться понимать эти связи. Ведь даже при изучении воды могут быть задействованы не только естественно-научные, но и филологические дисциплины. Вода – это и тема для эссе, и предмет для изучения агрегатных свойств. Такой подход называется «феноменологическим»

- Что это даст ребенку в перспективе?

- Мне кажется, поменяется картина мира. Ребенок начнет понимать, что то, что он изучает на отдельных предметах, на самом деле является частью его жизни. Это все максимально практико-ориентированно, а не является какими-то абстрактными знаниями.

Подробнее о программах первой в Беларуси онлайн-школы «Prime» - здесь https://primeonline.by/

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых