Первая в Беларуси онлайн школа «Prime» начала свою работу в «боевых» условиях пандемии, совершив прорыв в области «удалёнки». Занятия последней четверти проводились абсолютно бесплатно и для всех желающих.
Что стоит за этой легкостью и красотой решений? Какие планы у героев на новый учебный год? Можно ли полностью перейти учиться в Интернет? Говорим с директором проекта, учителем математики и информатики Татьяной КУРЕЦ.
- Я сама - мама восьмиклассницы. Года три назад возникли проблемы с некоторыми предметами, захотелось ребенку помочь. Поискали репетиторов, но нам не очень понравилось. Начали искать дополнительное образование онлайн. По белорусскому языку не нашли ничего. А где-то были интересные программы, но плохое качество записи. Мы поняли, что есть потребность, но нет предложений. А ведь онлайн-образование – один из самых быстрорастущих рынков в мире. США и Китай пережили эти пики года 3-4 назад, в России уже тоже есть полноценные онлайн-школы, где ребенок может получить аттестат. В Беларуси, к сожалению, нет такого понятия, как онлайн-образование. Но мы решили стать первыми.
УРОК СБОРКИ
- Сложнее всего было найти учителей. Профессия, к сожалению, потеряла свой престиж. Новое поколение выбирает денежные работы или хотя бы те, где нет столько бумажной бюрократии. Но даже если мы находим увлеченного, талантливого учителя – готов ли он перестроиться в онлайн-формат, изучить новые инструменты и методики? Кстати, методики мы разрабатывали сами, опираясь на успешный опыт других стран, долго исследовали различные платформы, чтобы выбрать наиболее удобную.
- Учителей обеспечили необходимым оборудованием?
- Мы решили, что учителя будут приходить в онлайн на работу. Преподавать из кухни в домашнем виде, на мой взгляд, неавторитетно. К тому же на рабочем месте обеспечены качественные звук, свет, видео.
- Почему вы просто не записали «подкасты» с лекциями педагогов? Заходи в удобное время и смотри.
- У подростков еще не хватает когнитивных способностей, чтобы просмотреть этот урок, высидеть и ни разу ничего не спросить. Именно поэтому мы приняли решение проводить онлайн «живые» сессии.
- Итак, около трех лет вы готовили программы, педсостав, платформу, оборудование и наверняка планировали громкий первый онлайн-звонок…
- Мы готовились плавно перейти в онлайн, набирали группы и опыт. Хотели еще год поработать в контексте дополнительного образования, но случилась пандемия.
УРОК СКОРОСТИ И УЧАСТИЯ
- Пандемия стала катализатором. В конце апреля все поняли, что многие школы не могут ничего предложить ученикам. А у нас уже всё было для онлайн-образования. И мы приняли решение проводить для всех желающих уроки бесплатно. Скажу честно, платформы иногда не выдерживали. Был огромный спрос и у детей, и у родителей.
- Вы предлагали консультирование по вопросам перехода в онлайн учителям других школ?
- Да, мы предложили всем желающим учителям пройти курс обучения работы в онлайн, предложили консультации по платформе, подготовили официальные письма. Не могу сказать, что был большой отклик со стороны педагогического сообщества и Министерства образования. Но дети и родители очень нас благодарили. Некоторые дети остались с нами и после – мы систематизировали знания четвертой четверти и за год. Летом мы предлагаем пройти интенсивы по всем предметам школьной программы, чтобы подтянуть успеваемость. Постепенно готовимся к началу учебного года.
УРОК ВОЗМОЖНОСТЕЙ
- У дистанционного обучения много плюсов – нет необходимости куда-то ехать, можно разговаривать с подростками на хорошо знакомом им языке высоких технологий. У современных детей ведь «клиповое» мышление. Иногда им проще увидеть одну картинку, и все станет ясно. Поэтому каждый урок у нас содержит около сорока слайдов, видео и тренажеры.
- Интернет при умелом пользовании дает много новых возможностей.
- Да. Кроме YouTube и электронных тренажеров, учителя используют такие сервисы, которые на классических уроках в классе часто недоступны. Например, 3D-модели. Или возможность полистать интерактивную карту Беларуси, ознакомиться с историей нашей страны в интересной для подростков форме.
- А как вы решили вопрос с белорусским языком? Пробелы именно в этом контенте заставили вас в свое время заняться созданием онлайн-школы.
- Проблема в том, что обучающего контента на белорусском языке мало, и погрузиться в родной язык в Интернете очень сложно. Поэтому мы разработали курс его естественного, нативного изучения. Обучение происходит в процессе просмотра «мультика» и обсуждений приключений героев с одноклассниками. Курс так и называется «Мова ў мультфiльмах «Прыгоды Праймiкаў».
После курса обучения напишем и опубликуем книгу на белорусском.
УРОК РАВЕНСТВА
- Онлайн-школа - это большая поддержка для детей, которые проходят долгое лечение в больницах.
- И это хорошее решение для инклюзивного образования, выход для детей с инвалидностью. Это возможность не только учиться, но и общаться с ровесниками, чувствовать себя таким же, как все. На экране все равны.
- Теперь о минусах онлайн-образования.
- Из минусов – зависимость от Интернета и технических возможностей, но это решаемо. Второй минус – проблемы в социализации детей. Как же они будут учиться общаться, если они все время будут в Сети? Не спорю, такая проблема есть. Но это такое время, мы просто встраиваемся в него, учимся общаться в новых условиях, пусть даже и в Сети. Я еще думаю, что дети, которые перейдут на онлайн-образование, смогут свободнее перемещаться и находить новых друзей, ведь неважно, из какой страны ты будешь учиться. Кстати, к нам уже поступили запросы из США, Турции и Финляндии. Онлайн-школа - это решение для белорусов за границей.
- Как будут аттестовывать учеников онлайн-школы?
- Это отдельный вопрос. Когда ребенок переходит на индивидуальный план обучения, он все равно остается прикрепленным к своей обычной школе. Он может обучаться дома, у репетиторов, онлайн, но сдавать контрольные он приходит в школу, в которой «прописан». Так что ответ – нет, аттестаты мы не даем. Их, проверив полученные у нас знания, выдает государственная школа.
УРОК НОВЫХ ТРАДИЦИЙ
- Мы выбрали часовой формат урока с учетом возможных задержек со звуком и других особенностей работы в Сети. К тому же хочется уделить больше времени каждому ребенку индивидуально. Кстати, в классе у нас не более 8 человек.
- Физкультура, труды, «домашки» - это всё останется в онлайн-школе?
- Физкультура и труды у нас отсутствуют. Но есть физкультминутки, чтобы дети двигались и не уставали сидеть. Перерыв между занятиями – полчаса. За это время можно перекусить, размяться и отдохнуть. Домашние задания есть как в виде тренажеров, тестов, так и в виде традиционных творческих работ.
- Как вы считаете, родители при онлайн-образовании теряют контроль над процессом или наоборот?
- Думаю, наоборот. Родитель в любой момент может войти в комнату и послушать, что и как говорит учитель. Кстати, на уроки истории у нас собираются целыми семьями – ребенок учится, а родители просто слушают, им интересно.
УРОК ПЕРСПЕКТИВ
- Лето в разгаре, но про 1 сентября надо думать уже сейчас. Мы не можем знать, какой будет эпидемиологическая обстановка, соответственно, должны быть готовы к любому повороту событий.
- Мы готовы предлагать не только дополнительное образование по отдельным предметам в виде дистанционных курсов, но и полноценное онлайн-образование. Повторю, пока законодательно такого понятия в нашей стране нет, хотя мы надеемся, что что-то изменится. Но существует такое понятие, как индивидуальный план, и каждый родитель имеет право перевести на него своего ребенка.
- Что бы вы хотели сказать сейчас, в конце «урока»?
- Мы собрали классную команду. Как бы ни были важны картинки и технологии, но Учитель важнее. И мы до сих пор в поиске талантливых, увлеченных учителей, готовых осваивать новые форматы. Не надо бояться этого нового. Мы поможем учиться и учителям, и родителям, и детям.
«ЭТО ФЕНОМЕНОЛОГИЧНО!»
Руководитель образовательных программ первой в Беларуси онлайн-школы «Prime» Анастасия ГОНЧАРОВА:
- Насколько согласована программа вашей школы с общеобразовательной?
- Количество и время часов по каждому предмету у нас соответствует государственным нормам. Нам всем важно, чтобы онлайн-образование было релевантно общеобразовательной программе. Мы идем параллельно, учитывая её. Но там, где считаем необходимым, мы углубляем знания. Иногда за счет того, что используем междисциплинарный подход, в 6-м классе мы можем затронуть какие-то учебные программы 7-го и 8-го классов.
- Зачем нужны такие сложности?
- Мы считаем важным показать ребенку, что в мире нет отдельных предметов, когда сама по себе физика, сама по себе математика и сам по себе русский язык. Все явления в природе и мире взаимосвязаны, мы стараемся исследовать их с разных точек зрения, чтобы научиться понимать эти связи. Ведь даже при изучении воды могут быть задействованы не только естественно-научные, но и филологические дисциплины. Вода – это и тема для эссе, и предмет для изучения агрегатных свойств. Такой подход называется «феноменологическим»
- Что это даст ребенку в перспективе?
- Мне кажется, поменяется картина мира. Ребенок начнет понимать, что то, что он изучает на отдельных предметах, на самом деле является частью его жизни. Это все максимально практико-ориентированно, а не является какими-то абстрактными знаниями.
Подробнее о программах первой в Беларуси онлайн-школы «Prime» - здесь https://primeonline.by/
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть