1366

Приятного аппетита! Как в Беларуси развита система доставки еды

"Аргументы и факты" в Беларуси № 11. Весна, штрафы прилетели... 16/03/2021
  • Помню, как в 1996 году в Минске открылась первая точка с фастфудом. Поход туда был явлением исключительным, в остальное время все в основном довольствовались здоровой домашней пищей. А сейчас на одном углу продают шаурму, на другом - бургеры, на третьем - пиццу. Даже на дом фастфуд доставляют. Беспокоюсь за здоровье молодого поколения... Л. Пантуков, пенсионер, Минск

Питание на ходу

Действительно, за последнее время в нашей стране открылось множество объектов быстрого обслуживания. Это связано прежде всего с изменением уровня покупательной способности населения и переориентацией покупательского спроса.

Как отметили в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, становятся всё более востребованными заведения, которые отличаются быстрыми приготовлением и подачей блюд, их невысокой стоимостью. Постоянно увеличивается количество пиццерий, кафе, кофеен, пивных баров, блинных и бургерных с различными формами обслуживания. Если вначале они работали только в столице, то в последние годы объекты международных франшиз приходят в регионы.

Нажмите для увеличения.
Нажмите для увеличения. Фото: АиФ

Но среди заведений общественного питания в нашей стране всё же больше столовых, кафе и буфетов, судя по последнему на данный момент исследованию Белстата. Например, в 2019 году в стране насчитывалось 4468 столовых. Только в конце рейтинга числились закусочные - 538, рестораны - 534 и рестораны быстрого питания - 211. Поэтому за вариативность блюд можно не беспокоиться - фастфуд не правит бал.

«Не все приспособились»

Во время пандемии COVID-19 многие заведения ощутили нехватку клиентов и были вынуждены переключиться на доставку. При этом доставка вовсе не обеспечивала прежний уровень дохода - с её помощью рестораны и бары по крайней мере могли сохранить персонал, обеспечив его хоть какой-то работой.

Интересно, что многие заведения подошли к доставке еды с креативом. Создатели фудблога «КакТутЕсть» рассказывали, что из одного ресторана можно заказать блюда белорусской кухни в глиняных горшочках. В такой эксклюзивной посуде, которую можно оставить себе, еда приезжает горячей. И кто бы обратил на это внимание, если бы не возросший спрос на доставку еды?

В беседе с корреспондентом «АиФ» столичные рестораторы отмечают: далеко не все заведения способны выжить за счет доставки. Многим пришлось закрыться в 2020 году, отчасти тенденция продолжилась и в 2021-м. Например, сменить профиль маленького бара и приспособить его под доставку сложно. Несколько заказов в день тоже не всех спасали.

Немногие клиенты готовы были «подсесть» на доставку еды только ради поддержки любимого заведения - это дорогое удовольствие.

Заказать на 856 рублей

Собственная служба доставки - дорогостоящий процесс. Это расходы на транспорт, оплату работы курьеров, формирование колл-центра, разработку мобильных приложений, сайта.

Вместо того чтобы запускать доставку, многие рестораторы сотрудничают с готовыми сайтами-агрегаторами, которые забирают 25-35% суммы заказа в качестве комиссии. В Беларуси работают 8 таких служб доставки еды, отмечается в исследовании «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020» компании LOGCONSULT.

Услуга «продукты на дом» начала пользоваться в Беларуси повышенным спросом с начала марта 2020 года. Уже в апреле расходы белорусов выросли по пяти категориям: доставка еды, букмекеры, аптеки, развлечения и супермаркеты. Остальные траты - например, на путешествия - были отложены на неопределенное время.

За доставку продуктов расплачивались на 31-37% чаще, чем в 2019 году. Средний чек при этом не изменился и держался в промежутке от 50 до 60 рублей. А максимальный чек на доставку продуктов с начала 2020 года составлял 856 рублей.

Увеличилось число сервисов по доставке еды с выгодными предложениями: одни обещали привезти продукты бесплатно всего за 30 минут, другие оперативно доставляли продукты в конкретные микрорайоны.

Успешной историей поделился с «АиФ» сооснователь проекта BAZAR Павел САМОЛАЗОВ: «Наш сервис появился в конце июня 2020 года, мы сначала работали в трех микрорайонах столицы - «Минск-Мир», «Лебяжий» и «Новая Боровая». А уже в конце декабря наш сервис стал работать по франшизе в Санкт-Петербурге. У нас постоянно растет количество заказов.

На это влияет как ситуация с коронавирусом, так и погодные условия - зимой минчане отдавали доставке больше предпочтения».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно