Когда Евгения Анатольевича в 1957 г. призвали в армию, он работал модельщиком по дереву. Воинскую службу проходил в Москве, был шофером, возил большого начальника. В армии Крейнин получил инвалидность, и, когда молодого человека комиссовали, на прежнее место работы его уже не взяли по состоянию здоровья. Водителем работать тоже не разрешали.
- В военкомате мне предложили вариант: устроиться по направлению в технологический техникум и получить профессию… парикмахера, - вспоминает Евгений Крейнин. - В те годы в этот техникум без направления попасть было очень трудно. Я-то ничуть не обрадовался этому предложению и категорически отказался. Но мудрая мама сказала: «Сынок, это прекрасный шанс, не отказывайся от него!» Я взял направление и поступил в технологический техникум, где учился полтора года. Специализацию женского мастера я выбрал только потому, что эта работа была более денежной…
- А кого было больше на курсе: мужчин или женщин?
- В конце 50 - начале 60-х гг. дамскими мастерами в основном были мужчины. Многие мои однокурсники были уже состоявшимися мастерами, азы профессии они познали на практике и уже работали парикмахерами. Но для того чтобы работать без проблем, им были нужны «корочки».
Лучшие салоны
В Минске тогда было несколько известных парикмахерских салонов, где отбою не было от клиентов. Сразу после войны открыли салон на вокзале: сначала это была постройка из фанеры, на месте которой потом возвели здание (одна из башен «Ворота города») и открыли парикмахерскую. Еще один салон - в здании напротив кинотеатра «Центральный» - работает до сих пор. А Евгений Крейнина после учебы распределили в салон-парикмахерскую на площади Победы.
- Только-только начинали делать химические завивки, и весной, когда женщины снимали головные уборы, в парикмахерские стояли огромные очереди. Предварительной записи не было, поэтому дамы приходили за несколько часов до открытия парикмахерских - в шесть утра. Бывало и так, что в подъездах окрестных домов устраивались на ночь на раскладушках, чтобы первыми попасть к мастеру. Пару месяцев - обычно горячая пора приходилась на апрель-май - я работал в две смены, и заработанного потом хватало почти на год.
До войны и где-то до конца пятидесятых модницам предлагались паровые завивки. Агрегаты для паровых завивок изготавливались кустарным способом «на заказ». Волосы клиентки накручивались на на алюминиевые трубочки, по которым подавался горячий пар. С одной стороны от клиентки на электроплитке в специальной емкости подогревалась вода. С другой стороны - свисал конец резиновой трубки, под которым ставили банку, в которую капала вода, прямо как в самогонном аппарате (смеется.) Устройство было небезопасным, соединять все детали нужно было очень аккуратно. К сожалению, были и несчастные случаи, когда какая-то деталь в конструкции срывалась, и женщину обваривало кипятком.
Паровые завивки назвались шестимесячными - локоны держались долго, полгода. Но при этом волосы становились сухими, поэтому на крашеные и обесцвеченные волосы паровые завивки делать нельзя было, иначе они просто отвалились бы.
А укладку делали щипцами, которые нагревались в муфельной печи. Мастера-профессионалы по запаху могли определить, нагрелись щипцы или нет, не могут ли сжечь волосы. Или, чтобы узнать, насколько щипцы нагрелись, их прикладывали к щеке.
А уже в конце 50-х гг. стали поставлять краски для волос и препараты для химических завивок из Германии. Кстати, качество было изумительное: сегодня и близко нет такой продукции!
Когда я был на практике, мастер в салоне мог за смену сделать от силы 2-3 химические завивки. У меня дело пошло гораздо быстрее - дюжину завивок делал точно. Поэтому после окончания техникума, когда я пришел в салон, мне предложили работать в бригаде: на мне завивка, на других мастерах - стрижка и укладка. Химический состав для завивки был вреден для рук, но я, в отличие от других мастеров, работал без резиновых перчаток: так было гораздо быстрее. Только вот ногти от этого состава становились мягкими и загибались…
О многих модных веяниях мы узнавали от жен военных, которые приезжали из Германии. Например, об аэрозольном лаке для волос. У нас же для закрепления прически дамы наловчились в домашних условиях использовать раствор из канифоли, растворенной в спирте. Чтобы этот раствор можно было распылить, на резиновую грушу от клизмы надевали стеклянный ингалятор. Расчесать волосы, орошенные таким раствором, было невозможно: голову нужно было мыть. Все это звучит дико, но недаром же говорят: «Красота требует жертв!»
- Сегодня можно увидеть дам с любым цветом волос - даже серо-буро-малиновым. Какие оттенки были в моде тогда?
- Безусловно, советские дамы не стремились эпатировать окружающих радикальным цветом волос. Многие хотели быть блондинками - светлый цвет волос достигался при помощи гидроперита. Позже из социалистических стран стали привозить белую хну, но честно признаюсь вам: я ни разу не видел, чтобы после ее использования волосы становились белыми.
В середине 50-х минские мастера привезли из Киева рецепт краски, которую нужно было варить с добавлением определенных ингредиентов. Рецепт стоил больших денег, его держали в тайне, и доступен он был далеко не всем. Эта краска была вредная, но хороша тем, что не теряла яркости и не смывалась при неоднократном мытье головы. Дамы красили волосы в любой цвет от иссиня-черного до каштанового и русого.
Модные прически
- Как часто женщины посещали парикмахерскую?
- У меня, например, обслуживалась известный врач, профессор: я делал ей укладки раз в три дня.
А у дам с длинными волосами была очень популярна прическа «Юла»: волосы собирали на макушке и укладывали их по кругу. Очень часто, чтобы прическа была попышнее, женщины что-нибудь подкладывали - капрон или даже консервные банки, на которые накручивали волосы.
Кстати, мужчины не реже женщин ходили в парикмахерские: чтобы побриться, стояли в очереди. Когда приходил клиент с бородой, подавали горячую воду, мастер делал компресс, отпаривал бороду, потом намыливал ее и начинал бритье опасной бритвой. Было слышно, как бритва поет!
Мастера тогда были виртуозы: они чудеса вытворяли ручными машинками (электрические появились гораздо позже). У каждого мастера было три машинки: одна сбривала волосы целиком, вторая - немного оставляла, третья – сбривала совсем немного. Это сейчас мастер может менять насадки, а тогда все делалось вручную…
- Кто был законодателем мод на прически?
- Например, мода на знаменитое каре появилась после того, как стала популярна французская певица Мирей Матье. Все перевернула в парикмахерском искусстве стрижка сэссун.
Как я уже сказал, после войны во многом моду, в том числе на прически, диктовали жены военных, служивших в Германии. Потом уже стали появляться специализированные издания - сначала зарубежные, а потом и советские, где писали о прическах. Так что мы не были в стороне от модных тенденций...
Дело в шляпке. Трикотажные береты снова набирают силу
Ты меня уважаешь? Чего не стоит делать на корпоративе
Недостаток? Нет, изюминка! Женский и мужской взгляд на фигуру
Волшебный шлейф. Как правильно выбирать и носить парфюм?
Как найти свой образ? Вещь не обязательно должна быть дорогая. Она должна вам подходить…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть