Когда Евгения Анатольевича в 1957 г. призвали в армию, он работал модельщиком по дереву. Воинскую службу проходил в Москве, был шофером, возил большого начальника. В армии Крейнин получил инвалидность, и, когда молодого человека комиссовали, на прежнее место работы его уже не взяли по состоянию здоровья. Водителем работать тоже не разрешали.
- В военкомате мне предложили вариант: устроиться по направлению в технологический техникум и получить профессию… парикмахера, - вспоминает Евгений Крейнин. - В те годы в этот техникум без направления попасть было очень трудно. Я-то ничуть не обрадовался этому предложению и категорически отказался. Но мудрая мама сказала: «Сынок, это прекрасный шанс, не отказывайся от него!» Я взял направление и поступил в технологический техникум, где учился полтора года. Специализацию женского мастера я выбрал только потому, что эта работа была более денежной…
- А кого было больше на курсе: мужчин или женщин?
- В конце 50 - начале 60-х гг. дамскими мастерами в основном были мужчины. Многие мои однокурсники были уже состоявшимися мастерами, азы профессии они познали на практике и уже работали парикмахерами. Но для того чтобы работать без проблем, им были нужны «корочки».
Лучшие салоны
В Минске тогда было несколько известных парикмахерских салонов, где отбою не было от клиентов. Сразу после войны открыли салон на вокзале: сначала это была постройка из фанеры, на месте которой потом возвели здание (одна из башен «Ворота города») и открыли парикмахерскую. Еще один салон - в здании напротив кинотеатра «Центральный» - работает до сих пор. А Евгений Крейнина после учебы распределили в салон-парикмахерскую на площади Победы.
- Только-только начинали делать химические завивки, и весной, когда женщины снимали головные уборы, в парикмахерские стояли огромные очереди. Предварительной записи не было, поэтому дамы приходили за несколько часов до открытия парикмахерских - в шесть утра. Бывало и так, что в подъездах окрестных домов устраивались на ночь на раскладушках, чтобы первыми попасть к мастеру. Пару месяцев - обычно горячая пора приходилась на апрель-май - я работал в две смены, и заработанного потом хватало почти на год.
До войны и где-то до конца пятидесятых модницам предлагались паровые завивки. Агрегаты для паровых завивок изготавливались кустарным способом «на заказ». Волосы клиентки накручивались на на алюминиевые трубочки, по которым подавался горячий пар. С одной стороны от клиентки на электроплитке в специальной емкости подогревалась вода. С другой стороны - свисал конец резиновой трубки, под которым ставили банку, в которую капала вода, прямо как в самогонном аппарате (смеется.) Устройство было небезопасным, соединять все детали нужно было очень аккуратно. К сожалению, были и несчастные случаи, когда какая-то деталь в конструкции срывалась, и женщину обваривало кипятком.
Паровые завивки назвались шестимесячными - локоны держались долго, полгода. Но при этом волосы становились сухими, поэтому на крашеные и обесцвеченные волосы паровые завивки делать нельзя было, иначе они просто отвалились бы.
А укладку делали щипцами, которые нагревались в муфельной печи. Мастера-профессионалы по запаху могли определить, нагрелись щипцы или нет, не могут ли сжечь волосы. Или, чтобы узнать, насколько щипцы нагрелись, их прикладывали к щеке.
А уже в конце 50-х гг. стали поставлять краски для волос и препараты для химических завивок из Германии. Кстати, качество было изумительное: сегодня и близко нет такой продукции!
Когда я был на практике, мастер в салоне мог за смену сделать от силы 2-3 химические завивки. У меня дело пошло гораздо быстрее - дюжину завивок делал точно. Поэтому после окончания техникума, когда я пришел в салон, мне предложили работать в бригаде: на мне завивка, на других мастерах - стрижка и укладка. Химический состав для завивки был вреден для рук, но я, в отличие от других мастеров, работал без резиновых перчаток: так было гораздо быстрее. Только вот ногти от этого состава становились мягкими и загибались…
О многих модных веяниях мы узнавали от жен военных, которые приезжали из Германии. Например, об аэрозольном лаке для волос. У нас же для закрепления прически дамы наловчились в домашних условиях использовать раствор из канифоли, растворенной в спирте. Чтобы этот раствор можно было распылить, на резиновую грушу от клизмы надевали стеклянный ингалятор. Расчесать волосы, орошенные таким раствором, было невозможно: голову нужно было мыть. Все это звучит дико, но недаром же говорят: «Красота требует жертв!»
- Сегодня можно увидеть дам с любым цветом волос - даже серо-буро-малиновым. Какие оттенки были в моде тогда?
- Безусловно, советские дамы не стремились эпатировать окружающих радикальным цветом волос. Многие хотели быть блондинками - светлый цвет волос достигался при помощи гидроперита. Позже из социалистических стран стали привозить белую хну, но честно признаюсь вам: я ни разу не видел, чтобы после ее использования волосы становились белыми.
В середине 50-х минские мастера привезли из Киева рецепт краски, которую нужно было варить с добавлением определенных ингредиентов. Рецепт стоил больших денег, его держали в тайне, и доступен он был далеко не всем. Эта краска была вредная, но хороша тем, что не теряла яркости и не смывалась при неоднократном мытье головы. Дамы красили волосы в любой цвет от иссиня-черного до каштанового и русого.
Модные прически
- Как часто женщины посещали парикмахерскую?
- У меня, например, обслуживалась известный врач, профессор: я делал ей укладки раз в три дня.
А у дам с длинными волосами была очень популярна прическа «Юла»: волосы собирали на макушке и укладывали их по кругу. Очень часто, чтобы прическа была попышнее, женщины что-нибудь подкладывали - капрон или даже консервные банки, на которые накручивали волосы.
Кстати, мужчины не реже женщин ходили в парикмахерские: чтобы побриться, стояли в очереди. Когда приходил клиент с бородой, подавали горячую воду, мастер делал компресс, отпаривал бороду, потом намыливал ее и начинал бритье опасной бритвой. Было слышно, как бритва поет!
Мастера тогда были виртуозы: они чудеса вытворяли ручными машинками (электрические появились гораздо позже). У каждого мастера было три машинки: одна сбривала волосы целиком, вторая - немного оставляла, третья – сбривала совсем немного. Это сейчас мастер может менять насадки, а тогда все делалось вручную…
- Кто был законодателем мод на прически?
- Например, мода на знаменитое каре появилась после того, как стала популярна французская певица Мирей Матье. Все перевернула в парикмахерском искусстве стрижка сэссун.
Как я уже сказал, после войны во многом моду, в том числе на прически, диктовали жены военных, служивших в Германии. Потом уже стали появляться специализированные издания - сначала зарубежные, а потом и советские, где писали о прическах. Так что мы не были в стороне от модных тенденций...
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть