21513

Подобного не происходило со времен террористического акта 11 сентября 2001 года

№ 16 от 21 апреля 2010 года 21/04/2010

 

Более того, работа авиатранспорта может быть полностью восстановлена только через несколько месяцев…

Равенство перед стихией

Извержение вулкана могло бы остаться катаклизмом локального масштаба, если бы вулканический пепел не заблокировал авиасообщение всего мира. По данным авиационного агентства Eurocontrol, которое координирует полеты в 38 государствах, вулканическое облако наносит авиакомпаниям ущерб более $200 млн ежедневно и помешало организации полетов по всему миру, а не только в европейском регионе. Подобного не происходило со времен террористического акта 11 сентября 2001 года, когда на три дня было прекращено трансатлантическое авиасообщение, а также не было полетов над самим североамериканским континентом.

Перед стихией оказались равны все. И титулованные особы, которые не смогли вылететь на день рождения датской королевы. И главы государств, которые не смогли попасть на похороны погибшего польского президента Леха Качиньского, и простые граждане. Извержение вулкана смешало планы около 7 млн. человек.

16_14_01Вернут ли деньги?

Национальная авиакомпания «Белавиа» несет серьезные убытки из-за отмены рейсов в условиях распространения вулканической пыли. Однако, как заявил генеральный директор авиакомпании Анатолий ГУСАРОВ, все пассажиры, чей перелет был отменен, могут быть перевезены на следующих возможных рейсах или получить полную стоимость неиспользованного билета в любом офисе «Белавиа», туристическом агентстве, где были выписаны оригинальные билеты, позвонив или отправив электронное письмо в наш центр поддержки пассажиров. Особое внимание уделяется пассажирам, которые не могут вылететь в Беларусь из-за рубежа. «Все наши представители работают круглосуточно и доступны для пассажиров в любое время», - подчеркнул гендиректор компании.

Как уехать?

Заблокированные в российских аэропортах граждане Евросоюза получили возможность вернуться домой через территорию Беларуси. Как заверил начальник пресс-центра Государственного пограничного комитета Беларуси Александр ТИЩЕНКО, специально для авиапассажиров белорусская сторона предоставила транзитный коридор. По нему смогут передвигаться граждане Евросоюза, которые имеют действующую броню на авиабилет и даже просроченные проездные документы.


Из-за того, что все самолеты в Европу были отменены, Белорусская железная дорога постаралась компенсировать отсутствие возможности улететь возможностью уехать. К поездам, следующим из Москвы через Минск в города Европы, прицеплялись дополнительные вагоны.

Кстати, белорусы, напуганные неизвестностью с дальнейшими перелетами, железнодорожные билеты до Берлина и Амстердама раскупили до конца апреля. Россияне специально приезжают в Минск, чтобы купить билеты до Варшавы.
Отголоски извержения вулкана докатились и до Беларуси. Утром 16 апреля над Беларусью прошло облако вулканической пыли, воздушное пространство над Беларусью было закрыто, как и над рядом европейских стран, были отменены рейсы.

Опасен ли пепел для жизни?

Пресс-секретарь ВОЗ Давид ЭПШТЕЙН заявил, что точных исследований о том, как пыль от вулкана подействует на здоровье людей, нет. Но она может угрожать здоровью. Микроскопическая пыль представляет опасность для легких. Если она начнет оседать на землю, то при вдохе может попасть в легкие и вызвать неспособность дышать.

Особенно опасна пыль для тех, у кого есть болезни дыхательных путей и астма.

Специалисты Республиканского центра радиационного контроля и мониторинга окружающей среды Минприроды усилили контроль за состоянием воздушных бассейнов городов Беларуси. Как отметила начальник отдела по анализу информации и прогнозирования уровня загрязнения воздуха Республиканского центра радиационного контроля и мониторинга окружающей среды Богдана КОЗЕРУК, оправдался прогноз Лондонского консультативного расчетного центра о том, что вулканическое облако на высоте 6 км должно было появиться над Беларусью вечером 16 апреля и весь следующий день следовать над территорией страны. «До земли облако не опускается, поэтому опасности для здоровья населения не представляет, - утверждает Богдана Козерук. - Однако где дальше осядет пыль, предугадать невозможно». В настоящее время наблюдается сплошная облачность, поэтому приходится основываться только на расчетных данных. Аналогичная ситуация и в других странах.

«Все региональные стационарные службы по мониторингу атмосферного воздуха предупреждены, в случае нарушения нормативов качества воздуха специалисты должны сразу же предоставлять информацию в ГО РЦРКМ, - подчеркнула Богдана Козерук.

 

16_14_0260 лет без полета?

По мнению ученых, вулкан в Исландии не успокоится 60 лет, а пик извержений будет в 2030 году, и поэтому полеты над Северной Атлантикой и вокруг нее могут быть практически прекращены в ближайшие годы. Вулканы в Исландии просыпаются с периодичностью приблизительно 50-80 лет, - объясняет Торволдер Тордарсон, эксперт по исландским вулканам в университете Эдинбурга (Великобритания). - И повышение сейсмоактивности за последние 10 лет указывает на то, что мы, скорее всего, вступили в активную фазу извержений. Судя по недавней вулканической и сейсмической активности, Тордарсон и его коллеги считают, что Исландия входит в свою новую активную фазу, которая продлится в течение 60 лет или больше, а пик придется на годы между 2030 и 2040.

В ответ на заявление ученых, авиакомпании, которые не могут смириться с колоссальными убытками в настоящем и перспективой полного закрытия в будущем, заявили, что нельзя бесконечно ждать изменения метеоситуации. И намерены разрабатывать меры для безопасной аэронавигации в существующих условиях. 18 апреля несколько крупнейших авиакомпаний мира провели 10 пробных рейсов через облако вулканического пепла. Пока сообщения о всех проведенных экспериментах положительные. Однако смелость пилотов не отменяет губительного воздействия вулканического пепла на воздушные суда. Трудно сказать, решатся ли пассажиры на полеты без гарантии приземления и смогут ли взять на себя авиакомпании полную ответственность за жизнь пилотов и пассажиров.

Вулканические факты

Агентство Reuters привело несколько фактов, которые свидетельствуют об опасности вулканического пепла для авиации. Так, столбы пыли, поднимаемые вулканами, содержат небольшие частицы стекла, камней и силикатов. В результате образуется облако со свойствами наждачной бумаги. Попав в двигатель, под действием высокой температуры частицы могут сплавиться вместе и повредить мотор. Более того, зачастую вулканический пепел сопровождается облаками опасных газов.

Опасность вулканического пепла была впервые изучена в 1982 году, после того, как у лайнера British Airways, взлетевшего в Куала-Лумпуре, на высоте около 10 км отказали все четыре двигателя. Летчику удалось спланировать примерно на 7 км вниз и запустить три двигателя. Специалисты установили, что самолет пострадал, попав в облако вулканического пепла, выпавшего при извержении вулкана Галунгунг. Инцидент привел к введению новых международных правил полетов.

Авторы Ольга САРУХАНОВА, Маргарита ПОЛЕЖАЕВА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно