49

«Почти в три раза больше». Как развивается электротранспорт в Беларуси

За прошлый год в нашей стране количество электромобилей увеличилось на 14 тыс. единиц (с 9 тыс. до 23 тыс.). За три месяца 2025 года количество электромобилей в республике увеличилось на 5,3 тыс., что почти в три раза больше, чем за аналогичный период 2024 года. Текущая динамика уже позволяет прогнозировать к концу года 48 тыс. электромобилей в стране.

Развитие электромобильного транспорта в Беларуси является одним из ключевых направлений социально-экономического развития страны. По словам начальника управления базовых отраслей промышленности Министерства экономики Республики Беларусь Юрия ИВАНОВА, в Беларуси электромобили стали уже неотъемлемой частью повседневной жизни и оказывают положительное влияние на экономику страны. Одновременно решаются как экологические, так и экономические задачи. Также в Республике созданы максимально комфортные условия для увеличения количества электромобилей в стране. В рамках Указа Президента Nº 92 «О стимулировании использования электромобилей» в Беларуси создана уникальная законодательная база для повсеместного стимулирования использования электромобилей и развития зарядной инфраструктуры.

Электромобили при полном замещении автотранспорта в Беларуси обладают потенциалом потребления 24 млрд кВт ч в год, что сопоставимо с мощностью всей БелАЭС.

Потенциал к 2030 году: 300 тыс. электромобилей на дорогах Беларуси и 1,5 млрд кВт• ч в год.

Это стало возможным благодаря высокой эффективности электромобилей, которые уже дешевле автомобилей с ДВС, а также благодаря созданию государственной базовой зарядной инфраструктуры, позволяющей беспрепятственно передвигаться по всей территории страны.

Министерство экономики реализовало все необходимые законодательные инициативы для успешного достижения намеченных целей.

Уникальность законодательства Беларуси в сфере установки зарядных станций отмечают даже представители зарубежных государств и компаний: 

в Беларуси возможно установить зарядную станцию в любой точке без выделения земельных участков, предусмотрено обязательное создание базовой зарядной сети.

Важнейшим участником развития электромобильного транспорта является Минэнерго, которое обеспечивает строительство электрических сетей для подключения быстрых и сверхбыстрых зарядных станций государственного оператора, что позволяет электромобилям беспрепятственно перемещаться по всей территории страны.

Составной частью успеха развития электротранспорта является развитая зарядная инфраструктура, обеспечивающая комфорт для владельцев электромобилей.

Развитие технологий сегодня позволяет утверждать, что на трассах и в местах с большими транспортными потоками зарядная инфраструктура будет аналогом АЗС по форме предоставления услуг и скорости зарядки.

При этом водители могут заряжаться в местах длительного пребывания - на парковках,  в торговых центрах, отелях.

Государственный оператор обеспечивает создание базовой сверхбыстрой зарядной инфраструктуры, но есть сегмент медленной зарядной инфраструктуры, который по мере насыщения городов электромобилями к 2030 году займет 30% рынка.

Для достижения данной цели имеется вся необходимая прогрессивная законодательная база.

Несмотря на кажущуюся простоту бизнеса по зарядке электромобилей (низкие капитальные затраты, отсутствие значительных временных и трудовых затрат на операционную деятельность), у предпринимателей существуют опасения относительно нового вида деятельности - «услуги по зарядке электромобилей».

На первый взгляд медленная зарядная станция - это простое устройство, розетка в виде специального разъема.

Однако это не совсем так. При всей простоте административного процесса и технологии в стране отсутствует интенсивное развитие медленной зарядной инфраструктуры из-за ряда проблем.

Административные проблемы: в Сети часто публикуются статьи о трудностях, с которыми сталкиваются желающие установить ЭЗС, - длительные согласования, сложности с разработкой проекта.

Технические проблемы: медленная зарядная станция может иметь мощность от 1  до 44 кВт, существуют различные типы разъемов (европейский, американский, китайский), также зарядные станции бывают с розетками или коннекторами. Неправильный выбор технических решений может сделать ЭЗС бесполезной.

Коммерциализация: вопросы взимания платы, поиска клиентской базы, продвижения бизнеса.

ГОСПОРТАЛ ПО УСТАНОВКЕ ЗАРЯДНЫХ СТАНЦИЙ

Государственный портал по установке зарядных станций - новый подход и ускорение от успешной нормативной инициативы до практики реализации.

Все эти проблемы решает государственный портал установки зарядных станций, разработанный Министерством экономики совместно с государственным оператором зарядной инфраструктуры в целях повышения эффективности принятых законодательных мер по стимулированию развития зарядной инфраструктуры.

На национальном уровне портал призван решить общегосударственную проблему развития зарядной инфраструктуры и обеспечить максимальное насыщение парковок и мест с длительным пребыванием людей зарядными станциями.

На уровне бизнеса главная задача портала - предоставить предпринимателям удобный механизм установки зарядных станций, который минимизирует их участие в процессе получения разрешений, согласований, проектирования и строительства, а также не требует сложных технических компетенций в cфере зарядной инфраструктуры и программного обеспечения, гарантирует наличие клиентов с первого дня работы зарядной станции.

Портал предоставляет крупным инвесторам, малому и среднему бизнесу инструмент быстрой и простой установки зарядных станций «под ключ», избавляя бизнес от необходимости решения сложных технических и административных вопросов, связанных с установкой зарядных станций. Наличие сертифицированных и проверенных подрядчиков на портале гарантирует бизнесу применение оптимальных технических решений, сжатые сроки и высокое качество строительно-монтажных работ.

При желании заказчик может пройти весь путь самостоятельно, используя подробную дорожную карту установки зарядных станций и шаблоны писем и документов, необходимых для всего процесса.

В результате заказчик получает зарядную станцию, интегрированную в государственную зарядную сеть и доступ к крупнейшей базе клиентов как для зарядной станции, так и для основного бизнеса, возле которого установлена станция.

Портал также предоставляет застройщикам стандартизированные технические решения по проектированию и строительству зарядных станций, решая проблемы, связанные с определением технических требований зарядным станциям и последующими вопросами передачи зарядных станций и их эксплуатации. Зарядные станции, соответствующие техническим требованиям, могут быть переданы на баланс государственному оператору и интегрированы в государственную зарядную сеть.

Портал представляет собой пример эффективной синергии между инновациями и законодательной базой. Министерство экономики не только разрабатывает законодательную базу для развития новых сфер экономики, но и предлагает крупным инвесторам, малому и среднему бизнесу инструменты для реализации предоставленных возможностей и привлечения инвестиций в экономику страны.

Оставить комментарий (0)