Алексей Иванов – один из лидеров рейтинга самых издаваемых на постсоветском пространстве авторов. Урал – огромная часть его жизни, Уралу посвящена целая серия книг. Когда Иванов приезжает сюда, жди откровенного разговора. Такой и случился в Перми.
Чего не хватает для счастья?
Для счастья мне нужно было кое-чего себя лишить. Мне, например, не хочется заниматься юриспруденцией – заключением договоров, контрактов и всеми подобными вещами. Я в этом ничего не смыслю, это мешает жить и работать. Мешают размышления о финансах: думать, сколько я получил, проконтролировать и т. д. Мне неинтересно заниматься организацией поездок, шмотками, которые я ношу.
Для меня счастье всё это дело отринуть. Что я и сделал, переложив всю юридическую, финансовую, дистрибьютерскую и другую работу на Юлию Зайцеву и продюсерский центр «Июль». Я же занимаюсь только написанием текстов.
Как успел написать 23 книги?
Секрет объясняется просто – логистикой. Я занимаюсь только тем, что продуктивно. И не занимаюсь всякой ерундой. Не тусуюсь, не сижу в соцсетях, не бухаю, не занимаюсь писательскими чёсами (не злоупотребляет встречами с читателями. – Авт.), фильтрую общение с прессой.
В разных городах чиновники и бизнесмены приглашают поужинать, пообедать, выпить, съездить на охоту… Я никогда на такие вещи не соглашаюсь. Во-первых, мне это неинтересно, во-вторых, это непродуктивно. Начинаются разговоры о каких-то совместных проектах, которые в 90 % случаев заканчиваются ничем. Зачем на них тратить время? В фестивалях и прочих мероприятиях я тоже не участвую. Не моё это. Зачем я буду тратить время на то, что мне не нравится? Я лучше роман попишу.
Про издателей и редакторов
В самом начале карьеры мои первые произведения редакторы покромсали, сократили и т. д. Это были романы «Географ глобус пропил» и «Сердце пармы». И я понял, что больше подчиняться таким порядкам не желаю. Больше такого в своей биографии не допускал.
Сейчас я хозяин положения, а не издательство. Оно никогда не диктует мне ни сроков, ни объёмов произведения, ни названия. Всё это я решаю сам. Издательства конкурируют за меня, поэтому принимают меня любого, со всеми моими правилами. Они порой даже название моей следующей книги не знают.
Редакторы в курсе, что со мной все правки нужно согласовывать и аргументировать – почему он считает, что надо сделать так, а не иначе. Если он меня убеждает, то я соглашаюсь.
Про деньги
Профессиональным писателем я стал в 2003 году. С тех пор на другую работу я не хожу и зарабатываю целиком и полностью литературной деятельностью. А примерно с 2006 года, когда вышел мой роман «Золото бунта», я понял, что по финансам могу бросить писать вообще, потому что то, что уже написал, бесконечно переиздаётся, конвертируется в другие продукты и приносит мне деньги. С тех пор я о деньгах не думал. Мои романы – это как вклад в банке, который приносит проценты, на которые я могу жить.
О профессиональном пути
Писательский путь у меня был сложным. Я хотел стать писателем с самого детства, сколько себя помню: всё время что-то писал, сочинял. После школы решил, что кратчайший путь в профессию – пойти на факультет журналистики. Поступил в Уральский госуниверситет в Свердловске. Только через полгода понял, что я промахнулся капитально, что писатель и журналист – совершенно разные профессии.
Бросил журфак и через некоторое время поступил на факультет истории искусств того же университета, потому что решил, что для писателя широкий кругозор лучше, чем узкая специализация. Хотел разбираться в культуре. В итоге по образованию я искусствовед. Но, получив диплом, писателем я не стал. Это были лихие 90-е и было не до того. Я работал где ни попадя, в самых разных местах. Но продолжал писать.
Своё любимое дело не бросал. Нельзя сказать, что это какое-то мужество или упёртость. Я считаю, что человек изначально создаётся и существует в каком-то формате. К примеру, если он по натуре вор, то видит мир как карман. Если человек по природе своей фотограф, он смотрит на жизнь как на серию фотографий. Я по натуре писатель и жизнь вижу как истории, которые могу рассказать. Поэтому в то время мне не составляло сложности писать. Труднее было бы наоборот – бросить. Но я тогда думал, что в жизни мне, скорее всего, ничего не светит (на писательском поприще. – Авт.). Надежду я потерял, но самому себе не изменил.
Я по натуре писатель и жизнь вижу как истории, которые могу рассказать. Поэтому в то время мне не составляло сложности писать. Труднее было бы наоборот – бросить.
Но мне повезло – меня заметили благодаря писателю Леониду Юзефовичу. Через 13 лет я всё-таки прорвался в профессиональную писательскую лигу. К тому времени у меня были написаны три романа: «Общага-на-крови», «Географ глобус пропил» и «Сердце пармы». Первый пролежал в столе 13 лет, второй – семь, третий – три года. Я вышел на рынок с тремя мощными текстами, которые позволили мне уволиться со всех работ и стать профессиональным писателем.
Зачем делать нон-фикшн?
Мнение о том, что писатель пишет нон-фикшн для денег, – это миф. В реальности он всегда приносит меньше, чем роман. Потому что художественное произведение можно конвертировать в разные форматы – продать права на экранизацию, театральную постановку и т. д.
Нон-фикшном писатели занимаются для удовольствия. Для меня это хобби. Обычно для романа я собираю много информации, но далеко не вся она входит в произведение. Остаётся большой пласт разнообразных сведений, в которые я влюбился и которыми мне хочется поделиться с читателями. Поэтому часто после романа я делаю нон-фикшн.
О гидах по Уралу
Для путеводителей мы разработали определённую идеологию: они должны читаться как увлекательный нон-фикшн, чтобы даже у лежащего на диване человека было полное ощущение, что он путешествует.
Мы решили разработать новую идеологию этих территорий. К примеру, «Железный пояс» – про маршруты не только по самым интересным местам Урала, а маршруты по уральским идентичностям. Они представляют Урал во всей полноте его самобытности.
Путеводитель «В сердце пармы» – новое, интересное молодым людям позиционирование этой территории. Уральский север хорош тем, что там православие сошлось с язычеством, где получился симбиоз культур. Место, где сказка ожила. Это не просто путеводитель по Чердынскому краю. Это возможность сесть в машину и увидеть мир как будто в фэнтези – где есть чудеса, священные рощи, древние капища, волшебные заповедные горы.
Про уральские мифы
Я не создаю мифологию, а модернизирую уже существующую. Те мифы, которые уже есть на Урале, но не очень известны, я выражаю более ярко и современным языком. Даю им как бы вторую жизнь. В этом и заключается работа писателя. Невозможно территории навязать какой-то миф искусственно, он просто не приживётся.
Как пишутся романы?
Сначала разрабатывается сюжет в определённых подробностях, система героев. И только потом я сажусь писать. Никогда не бывает такого, что я сел писать, а сам не знаю, чем дело закончится. Никаких открытий во время работы я уже не делаю.
Роман – он сложный, подобен 25-этажному зданию. Разве кто-то будет строить такое здание, не имея чертежей?
О чём «Сердце пармы»?
Нельзя роман свести к чему-то одному. Можно найти в нём тот смысл, который вам близок, дорог. Но роман – это комплексное произведение, в котором присутствует всё – и любовь, и политика, и взаимодействие человека со своей судьбой, его связь с Родиной. Всё что угодно – вся жизнь в её многообразии. Чем талантливее роман, тем больше в нём смыслов. О чём «Война и мир»? Да обо всём!
О новом романе
Я обычно смело, не стесняясь, рассказываю о том, над чем работаю. Но сейчас единственный раз в жизни не буду говорить, что это будет за роман. Но могу сказать маршрут (который будет в нём представлен. – Авт.): это путешествие от Магнитогорска через курорт «Банное озеро» на станцию Додлы и дальше – по заброшенной железной дороге, закрытому городу к горе Ямантау, где находится секретный закрытый правительственный комплекс.
По жанру это будет научная фантастика.
Любимые книги писателя
Алексей Иванов рассказал, что у него есть определённый набор книг, которые он читает в качестве медитации. По его словам, эти книги давным-давно стали его любимыми и останутся такими на всю оставшуюся жизнь.
Список Иванова:
- Станислав Лем «Непобедимый»
- Фредерик Форсайт «День шакала»
- Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
- Сказы Павла Бажова
- Владислав Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне»
- Аркадий и Борис Стругацкие «Хромая судьба»
- Виктор Астафьев «Царь-рыба»
- Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»
Про современных авторов
«А есть литература, которую я читаю для удовольствия. Среди молодых авторов я встречаю прелестных, с ярким языком, прекрасным владением речью. Один из них, хоть его не назовёшь молодым, – Эдуард Веркин. На меня огромное впечатление произвёл его роман «Остров Сахалин». Это очень необычное и сильное произведение.
Недавно я дочитал четвёртую книгу писательницы Дарьи Бобылёвой. Её называют королевой хоррора, хотя она не хоррор пишет, а разнообразную прозу. Для меня это последняя влюблённость», – рассказал Алексей Иванов.
По каким книгам сняли фильмы и сериалы?
- Географ глобус пропил (снимали в Перми)
- Ненастье
- Общага
Писатель об экранизации «Общаги-на-крови»: «Фильм показался мне фильмом не из своего времени, как будто его снимали в конце восьмидесятых – начале девяностых, на излёте Советского Союза, когда в моде была отчаянная чернуха. Несмотря на то что мой роман – тоже отчаянная чернуха, он всё-таки иного рода».
- Сердце пармы (снимали в Губахе)
Мнение Иванова о «Сердце пармы»: «Мне фильм очень понравился. Он хороший. Да, конечно, он голливудский, не совсем похож на реальность, в том числе романную. Но для территории (Пермского края. – Авт.) он сыграл огромную роль.
- Пищеблок
- Тобол
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть