К 95-летию режиссера Владимира Наумова, которое он бы отметил 6 декабря, его супруга актриса Наталия Белохвостикова рассказала АиФ о совместном «кино» длиною в жизнь, работе с Аленом Делоном и знакомстве с Высоцким, приемном сыне Кирилле, дочери Наталье и сказке Пушкина, экранизацию которой так и не закончил режиссер.
Крестики-нолики
Их встреча произошла в аэропорту «Шереметьево» в ноябре 1971-го, откуда оба летели в Белград на Неделю советского кино. Она — 20-летняя актриса, дебютировавшая в картине Герасимова «У озера», он — 43-летний маститый режиссер с фильмом «Бег» по Булгакову, а еще картинами «Мир входящему», «Павел Корчагин», «Скверный анекдот», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43», «Десять лет без права переписки». Владимир Наумов снимал потрясающие фильмы, в которых играли Ален Делон, Владимир Высоцкий, Иннокентий Смоктуновский… и Наталия Белохвостикова, его супруга.
![Владимир Наумов.](https://images.aif.by/007/825/3ab8943642b7b2e4a2cc9103debd12c6.jpg)
— Конечно, я была прекрасно осведомлена, кто такие Алов (режиссер Александр Алов — прим. ред.) и Наумов, работавшие в тандеме. И по истории кино, которую изучала во ВГИКе, и по тому, что на их свежий фильм «Бег» в московских кинотеатрах невозможно было попасть, — вспоминает Белохвостикова. — Наумов понятия не имел, кто я такая, фильм «У озера» не видел и даже не слышал о нем. В самолете мы сидели рядом и играли в крестики-нолики и морской бой. Так и познакомились. «Бег» он мне не разрешил смотреть в Белграде, мол, там была не очень хорошая копия. Я не стала спорить с мэтром. А на премьеру «У озера» пошел. После чего стал на меня иначе смотреть. В этой поездке Наумов и Донской (Марк Донской, режиссер, также входивший в советскую делегацию в Югославии – прим. ред.) купили игрушку-хохотун. Они пропускали меня вперед, сами шли следом и включали этого хохотуна. Прохожие оборачивались, я краснела от стыда, а они заливались смехом. Так они надо мной, 20-летней девчонкой, подтрунивали.
Высоцкий, Золотухин…
До того, как сделать предложение, Наумов красиво ухаживал за начинающей актрисой год. Зная, что она любит кататься на коньках, ходил с ней на каток на Патриарших прудах, хотя на льду чувствовал себя не очень уверенно. Знакомил со своими именитыми друзьями, чем окончательно покорил Наташу.
![Советский кинорежиссер Владимир Наумов и актриса Наталья Белохвостикова на Московском международном кинофестивале. 1970-е годы. Москва. СССР](https://static1-repo.aif.ru/1/02/2203314/59213b862744b00b139a42726ff37d49.jpg)
— После катания на Патриарших мы могли оказаться на творческом вечере Евтушенко, с которым Володя дружил с юности, или в Театре на Таганке на «Гамлете» в исполнении Высоцкого. Мы с ним долго «шифровались», не афишировали наши отношения. Я воспитывалась в строгих традициях — дочь дипломата. В антракте «Гамлета» мы вышли в фойе. А нам навстречу — Высоцкий и Золотухин. «Привет, ребята, — смеясь, сказал Высоцкий. — А мы с Валерой за вами наблюдали весь спектакль». Вот так нас рассекретили. Разница в возрасте меня совсем не пугала. Володя, с одной стороны, был очень серьезным и умным человеком, мощным, могучим, мудрым, сильным, с другой — вел себя как мальчишка, всегда с искринкой и смешинкой в глазах. Каждую секунду он фантазировал, писал, фонтанировал идеями. У него не было пауз. Он замирал только тогда, когда спал. Поэтому у меня не было ощущения, что он старше. Никогда. До последнего дня…
Фильм Наумова и Алова «Тегеран-43» стал первой советской кинолентой о международном терроризме. Да к тому же и с самым популярным европейским актером Аленом Делоном.
— Первый съемочный день на Елисейских полях Делон нам сорвал. Он был тогда № 1 в Европе. Всем это было известно. «Снимать меня на Елисейских полях не получится, люди не дадут», — предупредил он. Но мы не придали его словам значения. Нам нужно было сыграть сцену, как мы выходим из офиса (я, Делон и Курд Юргенс), молча проходим три метра, садимся в машину и уезжаем. Меньше минуты. 9 утра. Приехали на съемку, все счастливые. Загримировались. Ждем команды оператора. Подхожу к окну и вижу: у офиса как на дрожжах увеличивается толпа. «Там что-то происходит», — говорю я съемочной группе. Начинаем искать Делона, нет нигде. Кто-то прибегает и кричит: «Ребята, это конец». Делон вышел на улицу, встал у дверей и собрал толпу зевак. Сам счастливый, будто миллион выиграл. «Я же вам говорил, что меня нельзя снимать на Елисейских полях», — сказал он с довольным видом, когда вошел внутрь. Съемка была сорвана. Курд Юргенс громко, чтобы слышал Делон, сказал Наумову: «Пока не поздно, поменяйте его на Бельмондо». На следующее утро встречаемся в том же офисе. Делон понуро сидит в углу, на улицу не выходит. Быстро вышли, сняли сцену. Ни один человек даже головы не повернул. Делон, Леонов, Демидова, Ульянов, Высоцкий, Даль, Смоктуновский… Мне повезло, я снималась с великими.
Дочь Наташа и сын Кирилл
Дочь Наташа пошла по стопам родителей. Первый раз снялась в кино в пять лет в фильме «Тегеран-43». А после школы, закончив сначала актерский, а потом режиссерский факультет, работала совместно с отцом в его фильме «Белый праздник» по сценарию великого итальянского драматурга Тонино Гуэрра и в фильме Владимира Наумова «Джоконда на асфальте». Режиссерский дебют Натальи «Год лошади — Созвездие Скорпиона» был особенным для всей семьи: Владимир Наумович стал продюсером фильма, а Наталия Белохвостикова сыграла в нем главную роль. В 2007-м, когда супруги были в почтенном возрасте, они приняли решение усыновить трехлетнего Кирилла.
![Наталья Белохвостикова с сыном Кириллом. 2007 г.](https://static1-repo.aif.ru/1/88/2203317/69a8689d4a000d552435313fdc9e7027.jpg)
— Однажды мы приехали в рамках фестиваля «Я и Семья», президентом которого 14 лет была я, в подмосковный детдом. Я, Володя, Наташа. Набрали полный багажник сладостей. После выступления нас повели пить чай. Подходит мальчик, как выяснилось потом, самый младший в этом детдоме. «Тетенька, купите мне, пожалуйста, крестик», — сказал он. «Конечно, малыш, я тебе его привезу, — смотрю на него, а у самой ком в горле. — Но зачем тебе крестик? Может, я тебе лучше красивого большого робота привезу?» — «Нет, — говорит он. — Только крестик привезите, больше ничего не надо. У всех есть, а у меня нет». Через несколько дней поехали туда снова, с крестиком. Снова пили с ним чай, а потом он сказал: «Ну, я пойду к себе». Повернулся и пошел, не оборачиваясь. У него были такие линялые колготки. До сих пор эта картина у меня перед глазами. Сидим как-то вечером дома. «О чем думаешь?» — спросил меня Володя. «Как там Кирилл, чем занимается?» Володя говорит: «И я думаю о нем». И Наташа нам: «Он совсем один». Поедем? Поехали. Целый год мне не отдавали ребенка. Я собирала документы для органов опеки, что не судима, психически здорова и т. д. Только медицинских справок собрала три десятка. Когда привозила последнюю, мне говорили, что истек срок действия первой. Такое ощущение, они надеялись, что мы отступим. Но мы победили.
![Режиссер Владимир Наумов, актриса Наталья Белохвостикова, их дочь режиссер Наталья Наумова и сын Кирилл. 2017 год.](https://static1-repo.aif.ru/1/0e/2203299/9b578a6c01f27504d8de964b0660b2ec.jpg)
Незаконченная сказка
Десять лет назад Наумов начал снимать свою последнюю картину — «Сказку о царе Салтане» по Пушкину. Но так и не смог закончить.
— Последние годы Володя потратил на походы в высокие кабинеты, писал письма в разные инстанции. Но денег так и не дали на завершение фильма. Он был одержим этой работой. Бился до последнего дня — хотел, чтобы каждый человек в нашей стране знал, кто такие Пушкин, Есенин, Достоевский, Булгаков. И часто повторял: «Надо сохранять русский язык».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть