40413

Протоиерей Федор ПОВНЫЙ: Наше сочувствие способно компенсировать любые льготы

№ 42 от 20 октября 2010 года 20/10/2010

- Недавно был открыт уникальный Храм Всех Святых в память о погибших на различных войнах и безвинно убиенных белорусах. На его открытии было сказано, что «храм-памятник призван стать символом стремления к гражданскому миру и согласию, взаимопониманию и примирению». Как ни парадоксально, но именно война, Великая Отечественная, которая сегодня преподносится как консолидирующая современное белорусское общество веха истории, стала предметом разногласия белорусов. Многие категории населения несколько лет назад были лишены статуса участников войны (например, узники фашизма), круглые сироты войны вообще «не отнесены к категории лиц, пострадавших в годы войны» (официальная цитата). Люди в своих письмах в редакцию жалуются не на разные размеры льгот, а на это непонятное деление, будто от войны можно пострадать в большей или меньшей степени. В официальных ответах они не находят логики и утешения. Может, Ваши слова и понимание уроков войны, отношение к людям, ее пережившим, помогут многим. Есть ли у Вас такие слова, свое видение ситуации?

42_38_02- Храм в честь Всех Святых призван стать символом стремления к гражданскому миру и согласию, взаимопониманию и примирению народа перед лицом войны - любой войны, в которой может победить только тот народ, который объединен внутри самого себя, в котором преодолены разногласия и любая форма гражданской и социальной враждебности. Вот о чем идет речь! Храм призван напоминать нам, сегодняшним, какими следует быть перед лицом смертельной угрозы. И не стоит воспринимать эту миссию Храма в мирное время как параноидальный синдром. Когда вы оперируете такими понятиями, как добро и зло, добродетель и порок, рабство греху и свобода в Боге, тогда понятия борьбы и войны становятся весьма актуальными, потому что их итог – Вечная Жизнь или вечная смерть.

Едва ли следует превращать храм в площадку обсуждения льгот, преференций и исключений, на которые, может быть, вполне обоснованно с юридической точки зрения претендуют те или иные категории наших граждан. В конце концов, все наше общество, все мы способны своим вниманием, уважением и сочувствием компенсировать любые материальные льготы. Вы правы, невозможно пострадать от войны в большей или меньшей степени, и лично мне трудно определить, кому полагается больше платить за пережитое: сиротам, у которых погибли все родные, или солдату, у которого погибли все однополчане…

Обращения граждан

- Сегодня люди, защищая свои права, стали обращаться не только в международные суды, правозащитные организации, но в Епархию, к влиятельным священникам. Работаете ли Вы с обращениями граждан, и прислушивается ли государство, чиновники к Вашему голосу защиты?

- Всякий человеческий суд был и остается предвзятым, если среди его принципов нет принципа главенства Бога над миром людей. Религия, Церковь предлагает универсальные духовные, нравственные и этические критерии, которые дают закону шанс обрести человеческое измерение, человеческое лицо. И это не закон шариата вместо уголовного или административного кодексов, а закон совести внутри самого судьи, членов судейской коллегии, адвокатов и прокуроров…

Церковь отстаивает права верующих соотечественников и на конституционном уровне, и в рамках законотворческого процесса, и в конкретных жизненных ситуациях, когда обстоятельства уголовного или административного дела затрагивают религиозное мировоззрение и церковную жизнь гражданина. Священники не являются третейскими судьями на процессах, но предотвратить разгорание конфликта и его перерастание за рамки закона они могут. Не говорю, что все на это способны, но по долгу своей пастырской миссии мы можем и должны способствовать воцарению мира между конфликтующими сторонами. Обращения граждан, конечно, не остаются без внимания и участия в епархиальных учреждениях, и государственные служащие относятся к правозащитной позиции Церкви, я бы сказал, с принципиальным вниманием.

- Что Вы можете посоветовать отчаявшимся найти справедливость людям? Какие формы борьбы за справедливость рекомендует Церковь?

- Самое главное в поисках справедливости по отношению к себе – это честный ответ на вопрос о собственной справедливости по отношению к другим. Справедливость, как это ни парадоксально звучит, вещь очень субъективная и потому коварная. Всегда ли мы считаем справедливым для других то, что кажется нам справедливым, когда мы размышляем о себе? Например, степень суровости наказания, или количество трудностей на пути к цели, или мера здоровья при таком-то образе жизни? Вот почему началом пути к справедливости является для христианина заповедь Христа Спасителя: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Плоды жизни

- Сегодня на церковных службах очень много детей. Между тем многие родители считают, что религиозность, вера должны быть осознанными, человек должен делать этот выбор самостоятельно, поэтому водить детей в церковь бесполезно. Что Вы можете сказать на это мнение?

- Такая позиция напоминает мне безумного тренера, который собирается пустить детей в бассейн с водой только после того, как они научатся плавать. Если родители хотят, чтобы дети унаследовали лучшие родительские черты характера и внешности, - это нормально. А если родители хотят, чтобы дети унаследовали их веру и традиции, христианские правила жизни и религиозные принципы поведения и мышления, - это что, противоречит норме? Все дело в том, что удерживать детей от Церкви, от религии может лишь тот родитель, у кого за душой нет ни малейшей крупицы духовного опыта. Думается, что лучшей рекомендацией таким родителям будет пожелание: не распространять правила и умозрения своей духовной неполноценности на других.

- Нынешний лидер Беларуси, да и большинство высокопоставленных лиц страны, по их собственным признаниям и поведению, атеисты. Когда, на Ваш взгляд, президентом, премьером нашей страны станут воцерковленные искреннее верующие люди?

- Степень веры и образ ее проявления – это понятие не из области человеческой логики. Известные исторические деятели, прославленные Восточной и Западной Христианской Церковью, среди которых были все представители общества, цари и князья, военные и юродивые, - далеко не всегда слыли в глазах современников святыми или даже истово верующими людьми. Но в Евангелии сказано: «По плодам их узнаете их» (Мф.7:16). Плоды жизни и деятельности свидетельствовали об их вере красноречивее всех прижизненных рассуждений сограждан. Кроме того, искренность веры неподвластна людским меркам: это прерогатива Бога и Его личных отношений с каждым человеком. Поэтому на ваш вопрос «когда» я посоветовал бы обратить свой взор внутрь своего сердца и спросить его: когда же ты, душа моя, станешь воцерковленной и искренне верующей?

Оставить комментарий (0)