24402

Проповедник Андрей Кураев: «Священники должны пахать»

№ 3 от 19 января 2011 года 19/01/2011

03_03_02Об этом мы спросили у известного проповедника и богослова Андрея КУРАЕВА.

- Да, иногда Церковь и вправду должна выражать солидарность с несогласными - с теми, кому больнее, с униженными и оскорблёнными. Это бывает нужно хотя бы для того, чтобы снизить градус социального напряжения… Например, в 60-е годы прошлого века казалось, что Франция вот-вот станет коммунистической. И всё же этого не произошло. Одна из причин - точная реакция католической церкви. Она сотни священников отправила тогда на заводы. У них не было кабинетов с кондиционерами по примеру комнат психологической разгрузки, в которых переутомившихся сотрудников продвинутых компаний принимают некоторые российские батюшки. Эти люди сняли рясу и встали в спецовке у станка. От них пахло, как от рабочего человека, потому что они пахали вместе со всеми. Но кроме того, в перерыве в столовке или раздевалке общались с людьми - и при разговорах о заводских проблемах и о том, как кормить семью, находили этические и евангельские аргументы. Они добивались одного: чтобы борьба за права человека не переходила в романтику разрушения всего «до основанья, а затем…». Они учили защищать свои права без ненависти и зависти.

Есть и другой, печальный, в том числе и для самой Церкви, опыт былых столетий: в XVIII веке она оказалась заодно с аристократией, и дело кончилось Великой французской революцией… Нет в политике и в жизни абсолютно правой стороны. Но если неправды власти будут очевидно весомее, чем неправды оппозиции, церковные люди могут оказаться рядом с последней. Так что нельзя гарантировать, что ну никогда-никогда священник не придёт на профсоюзную или политическую акцию протеста. Другое дело, что в своих речах там он должен быть сдержан.

- Вправе ли священник выражать своё личное мнение, а не позицию Церкви? Высказываться как гражданин, а не как духовное лицо?

- Только так он и должен поступать. Я, например, вправе сказать: моя личная позиция в этом вопросе такова. Но я уполномочен так говорить лишь голосом своего разума и совести, а не решением Священного синода.

- Вы можете точно сказать, когда священник может и должен идти в народ?

- Наверное, когда ему это велит его совесть. Но мне кажется, что с митингами - как и с войной. И там и там священник не для того, чтобы подогревать ненависть к врагу, а чтобы её умерять. И в атаке, и на баррикадах надо оставаться человеком и человека же видеть в своём противнике. И ещё помнить, что есть честный отклик людей - а есть циничные политиканы, которые используют его для своих игр. Добрые намерения граждан для этих прорабов перестроек - только материал, идущий на отмостку дороги в ад… Чем шире кампания протеста, тем легче прятаться манипуляторам. И наоборот, в частном, конкретном случае участие священника как-то понятнее. Например, в небольшом селе или городке, где общая жизнь и все друг друга знают. Если там дорога раздолбана, то она раздолбана и для батюшки, и для доярки. Поэтому они вполне могут вместе требовать, чтобы деньги, которые выделяются из бюджета на ремонт ухабов, не разворовывались.

Иисус Маус?

- А как насчёт цензуры в культуре? К примеру, Таганский суд Москвы приговорил организаторов скандальной авангардной выставки «Запретное искусство» к штрафам за «особо циничное издевательство над чувствами верующих» и «публичное осквернение христианства». Среди экспонатов были образ Божией Матери, выложенный чёрной икрой, и Иисус с головой Микки-Мауса. Как вам это?

- Это была не выставка, а партийная сходка. Событие из жизни не то секты, не то партии, но не искусства. Никто из искусствоведов и не пытался обсуждать стиль того или иного художника. Это была идеологическая манифестация. Если я вижу фашистский плакат, я его сорву, не задумываясь, сколь художественно ни были выполнены усики фюрера… Месседж, то есть послание этих «художников», - дрессировка ненависти. При чём тут искусство?.. У них, как в романе Оруэлла, всё навыворот, и то, что разрушает красоту, - «креативно», а «Чёрный квадрат» Малевича - гениален. А поставить унитаз в зале Третьяковской галереи - так вообще признак высокого стиля… Так их приучили раздатчики заокеанских грантов. А все, кто не согласен говорить на их птичьем языке, чёрное называть белым, а уродство - красотой, подлежат клеймению.

Насильно в рай?

- Тем временем инакомыслие в Церкви не приветствуется. Вот вы симпатизируете еретикам?

- Православная церковь - не тоталитарная секта. Хотя попытки сделать её таковой есть и сейчас. Ну, например, когда верующие переносят математический принцип «минус на минус даёт плюс» в политику. Мол, если неправый коммунистический режим что-то порицал, значит, порицаемое им на самом деле было добрым. Досоветское насилие над еретиками всегда осуждалось советской пропагандой. Отсюда соблазн сказать: раз большевики тотально неправы, значит, осуждаемое ими преследование инакомыслящих по вере - дело хорошее. И - пошли мечты об опричнине и Иване Грозном. По «православному» Интернету ходят целые списки выписок из речей святых отцов, как надо насильно загонять всех в Царствие Небесное. В ответ я составил антологию противоположных суждений - и тоже святых… С другой стороны, чтобы быть диссидентом, нужно получать кайф от своего диссидентства. Среди священников таких единицы.

Вывод такой: православная традиция не понуждает стать палачом. Не надо думать, что вера обязывает тебя кого-то выдавливать из жизни. Не стоит, встретив «богословие ненависти», эту ненависть в себе послушно подращивать. Всё-таки главное в христианстве - «богословие любви». От тебя самого зависит, какую звезду ты изберёшь в качестве путеводной - чёрную или ласковую. Христос говорил апостолам: «Вас будут гнать во имя Моё». Но Он не говорил: «Вы будете гнать во имя Моё». А споры в Церкви идут всегда. Например, о массовых страхах верующих перед номерами ИНН и штрихкодами или о подготовке к крещению родителей и младенцев.

- Есть мнение, что религия - прибежище слабых и одиноких. Согласны?

- Такая позиция опровергается самой жизнью. Не счесть духовно и физически сильных людей, отнюдь не одиноких, которые посвятили себя вере. И тех, кто был слабым, но почерпнул из веры свою силу. Это было доказано тысячами и тысячами судеб в советское время… Одиночество и слабость - совсем не синонимы. Именно для одиночества и нужна сила. Чтобы одному  быть, надо иметь что-то важное внутри себя. А говорить, что религия - удел слабаков… А в чём сила, брат? Состоявшийся человек - это кто? Человек удачной карьеры? Или тот, кто взрастил и сохранил в себе человечность, нередко в бесчеловечных условиях?

Владимир КОЖЕМЯКИН

ДОСЬЕ

Андрей КУРАЕВ родился в 1963 г. в Москве. Известный богослов, проповедник и миссионер, светский и церковный учёный, профессор Московской духовной академии. В 2009 г. возведён в сан протодиакона. Работал референтом патриарха Алексия II.

Оставить комментарий (0)