Алексей Иванов - один из виднейших современных прозаиков. Его книги переведены на многие языки, издаются миллионными тиражами, по ним снято немало фильмов: «Географ глобус пропил», «Тобол», «Ненастье», «Пищеблок», «Сердце пармы».
Последняя картина стала одним из самых кассовых фильмов 2022 года в СНГ. А само сочетание - «сердце пармы» - настолько привлекательным, что Иванову даже пришлось одёргивать бизнесменов, попытавшихся зарегистрировать его как торговую марку.
А тем временем у Алексея вышла новая книга «Бронепароходы» - роман о Гражданской войне на реках Каме и Волге с битвами на бывших торговых судах. На челябинском книжном фестивале «Рыжий фест» Иванов рассказал о своём видении истории и сделал прогноз, победит ли «цифра» букву.
«Мечта детства
- Алексей, пароходы у вас практически одушевлённые персонажи, которые наравне с людьми проживают свои невероятные судьбы, спасают или подводят главных героев, погибают... У вас есть какая-то личная история, связанная с речным флотом?
- Мои родители окончили Горьковский институт инженеров водного транспорта и работали на судоремонтном заводе. Собственно, все в посёлке, в котором я жил, работали либо там, либо на теплоходах. А летом мы, мальчишки, непременно отправлялись с родителями в навигацию. Так что речной флот я люблю с детства (так же, как и горные заводы Урала) и всегда хотел написать историю про Гражданскую войну, связанную с ним.
В советское время в Горьком существовал корабль-музей «Волгарь-доброволец» - бывший буксир, переделанный в канонерскую лодку (спущен на воду в 1916 г., в перестроечные годы под предлогом материальных трудностей и невозможности он был разрезан на металлолом). Этот корабль плавал по Волге и Каме, причаливал во всех городках, и детей водили туда на экскурсию. Я сам много раз бывал на нём. В трюме, переделанном в выставочный зал, стояли витрины с изображением сражений бронепароходов. И когда я смотрел на них, мне очень хотелось рассказать, написать ту историю. Но годы прошли, Советский Союз закончился, и я, уже будучи взрослым человеком, узнал, что на экскурсиях нам, оказывается, всё врали. Не такой была Гражданская война, не так сражались эти пароходы, и не такими были те люди, которых нам представляли как героев. Тем не менее роман я написал. Так сказать, исполнил свою мечту детства.
- Ваши романы изобилуют фактами, датами, именами. Надо быть исторически подкованным, чтобы проще было читать ваши книги?
- Можно ничего не знать и сразу читать мой роман. Другое дело, что верить мне на 100% нельзя, ведь кое-что я меняю, но так, чтобы структурная основа истории всё равно осталась правдивой. Читайте, как написано, а уж если вас заинтересуют описанные события, ищите труды историков.
Хотя большой исторический роман - это тяжёлый читательский труд. Надо запоминать имена героев, географические обстоятельства, общую историческую картину... Если тяжело, читайте «Пищеблок»: там про вампиров, там всё понятно (смеётся).
- «Тобол», «Сердце пармы», «Ненастье», «Географ глобус пропил» были экранизированы. А что насчёт «Бронепароходов»?
- Мне бы хотелось, чтобы это был сериал. Драматический сериал - это киношный аналог современного романа. Полнометражное кино сегодня превратилось в зрелище, где обязательно должны быть экшен, спецэффекты, шоу. Но это несерьёзный разговор. Да и режиссёрам уже не очень интересно снимать эту бесконечную компьютерную графику, взрывы, звездолёты и пр.
- «Сердце пармы» - роман про Пермскую землю XV в., «Тобол» - про Сибирь XVIII в., «Золото бунта» - про Урал. «Тени тевтонов» - Калининградская область и Польша. Какая географическая точка будет следующей?
- Думаю, что точно что-нибудь напишу про Южный Урал. Это уникальный регион. Здесь есть и казаки, и горные заводы, и кочевники. Меня интересуют и самоцветная лихорадка в Ильменском заповеднике, и золотодобыча и золотые лихорадки начала XIX в., когда Александр I приезжал на прииски в Миасс, и то, что было после Октябрьской революции, ведь, как ни странно, частная золотодобыча в СССР оставалась до 1950-х! И атомная история Южного Урала, комбинат «Маяк» и ВУРС (Восточно-Уральский радиоактивный след) - заповедник, где охраняют смерть, а не жизнь.
«ВАЛЕРКУ СПИСЫВАЛ С СЕБЯ»
- Какая-то вселенская тоска звучит в произведениях Иванова. Это ваше мироощущение?
- Наверное, да, это моё мироощущение. Только я бы не назвал его вселенской тоской. Знаете, я в школе читал Достоевского, как положено по программе. Но не мог его одолеть: такая безысходность, такая тоска и скука смертная! Потом прочитал его взрослым человеком и понял, что нет там никакой безысходности и тоски.
Так что ваше впечатление субъективное, со временем или со вторым прочтением оно развеется. Но вообще я не самый весёлый человек, потому что не очень большой оптимист. Видимо, это и сказывается в моих произведениях.
- Если бы вы оказались героем своих произведений, кем бы вы были?
- Я бы хотел быть Валеркой Лагуновым из романа «Пищеблок», который борется с вампирами. Я во многом с себя его и списывал. Но меня вполне устраивает существование в образе писателя Иванова. Можно немножко похудеть, всё остальное нормально.
- Сегодня многие не читают, а слушают книги. Как вы к этому относитесь?
- Нормально. Когда появилось телевидение, все стали кричать, что театра больше не будет. Появилась фотография - переживали, что живопись будет убита. Но ничего подобного не произошло. Точно так же будут сосуществовать аудиоформат и бумажный формат. Идёт конкуренция не между аудиокнигой и бумажной книгой, а между глазами и ушами. Бумажная книга конкурирует с компьютерными играми и с телевизором, но не с аудиокнигой. Аудиокнига конкурирует с новостями и музыкой. Она ни в коем случае не угроза для литературного формата.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть