- Много лет назад именно здесь, в Минске, я впервые дирижировал Камерной симфонией Дмитрия Шостаковича (в действительности, это версия Восьмого струнного квартета Шостаковича, транскрипцию которой специально для камерного оркестра сделал знаменитый дирижер Рудольф Баршай. - Ю. Т.) - произведением, которое меня потрясло. Эта музыка не оставляет душу в покое…
Однажды я проснулся в 5 часов утра, разбудил жену, схватил партитуру и сказал: «Я понял, в чем здесь дело!» Эту симфонию композитор посвятил жертвам фашизма и войны. Но, как мне показалось, - это очень личное сочинение. Разбирая партитуру, я чувствовал: вот здесь Шостаковичу кажется, что его убили. А в последней части он смотрит на мир с небес. Меня не оставляла мысль, что Дмитрий Дмитриевич создал посвящение не только жертвам фашизма и войн, но и написал реквием по самому себе.
Прошло пятнадцать лет с того момента. Дмитрия Дмитриевича не стало. Была издана книга «Письма к другу» с подзаголовком «Дмитрий Шостакович - Исааку Глик-ману», которую я начал читать и в одном из писем вдруг наткнулся на слова: «Дорогой друг, вчера закончил Восьмой квартет. Я думаю, вряд ли кому-то придет в голову написать что-то в память обо мне, поэтому я написал квартет как реквием по самому себе». Я угадал. Это произошло в вашем городе.
Я всегда возвращаюсь к произведениям Шостаковича. Он удивительно точно выразил свое кредо в пяти словах: Мудрость. Любовь. Творчество. Смерть. Бессмертие.
- Говорят, над гением не властно время…
- Любой гений впереди своего времени: поэт, музыкант, художник… Не случайно Анна Андреевна Ахматова сказала, что после смерти человека изменяются его портреты. Почему так происходит? Потому что мы все меняемся, меняется наше отношение к происходящему. Сегодня музыку Шостаковича, других композиторов, например, Альфреда Шнитке, слушают совершенно не так, как слушали раньше. Когда весной случилась трагедия в московском метрополитене, я в Большом зале Консерватории исполнял произведение Шнитке, и оно звучало так, как будто было написано по этому поводу.
Гении опережают время на много лет вперед, но порой даже они сами не понимают, что же создали такое…
Подарки Спивакова
- В 1994 году был создан Фонд Спивакова, который помогает молодым и талантливым людям, среди них немало белорусов.
- В Беларуси много подарков моих. Но, знаете, в Евангелии написано: когда правая рука делает добро, левая не должна об этом знать. Скажу только, что в Могилеве живет замечательная девочка - Аня Павлова, которая с двенадцати лет стипендиат моего фонда. Она прирожденный художник, театральный - так точно. Я очень надеюсь, что белорусское государство, Министерство культуры ей поможет, потому что она обладает большим талантом.
Вообще, я привык доверять фактам, и то, что я вижу в Беларуси, говорит само за себя: у вас замечательный отреставрированный Большой театр оперы и балета. «Минск-Арена» появилась, где можно проводить большие концерты на любой вкус. Из недр вашей консерватории выходят кадры мирового уровня. Достаточно вспомнить виолончелиста Ивана Каризну, стипендиата Фонда Спивакова, которого мы поддерживаем с двенадцатилетнего возраста.
Иван поступил первым номером в Парижскую консерваторию, где проходит обучение. С педагогом Григорием Ильичом Ковалевским мы умудрились уговорить одного богатого человека купить ему хорошую виолончель и смычок. Иван достоин этого. Как мне кажется, у вас все достаточно неплохо.
- Как часто вы приглашаете молодых и талантливых музыкантов выступить на одной сцене с вами?
- Недавно в Москве прошел концерт «Восходящие звезды в Кремле», который открывал прекрасный скрипач из Беларуси - Павел Ба-тян: он играл в сопровождении нашего оркестра. Еще мы приглашали на один из концертов вашу белорусскую девочку Анастасию Олесюк, которая играет на гобое, но она, к сожалению, заболела. … Есть трубач Кирилл Сол-датов. Хочу о нем сказать отдельно: он с девяти лет в моем фонде, мы помогли ему, так сказать, оформиться, потому что в России обучение на духовых инструментах -слабое место. В течение нескольких лет фонд устраивал для Кирилла поездки на мастер-классы к выдающемуся французскому трубачу Морису Андре. Это великий трубач! Он преподавал в Цюрихе. И когда я встретил его последний раз в коридоре консерватории, потому что тоже там преподавал (собственно, из-за того, чтобы детей из моего фонда брали на учебу), Андре рассказал, как недавно выступление Кирилла заставило его прослезиться. Сегодня он солист Национального филармонического оркестра России.
- Почему лучшие ученики уезжают учиться за границу?
- Я далек от мысли рассматривать страны отдельно: здесь, там… Мир один. И Беларусь уже Европа. Поэтому, когда экономика позволит найти средства для привлечения сюда больших педагогов, то, поверьте, никто не будет уезжать. А те, кто уезжает, как правило, хотят вернуться назад.
- Для хороших музыкантов очень большая проблема - хорошие инструменты. Ваш фонд помогает решать этот вопрос, приобретая инструменты великих мастеров, которые стоят очень дорого. Неужели нет современных Страдивари, которые были бы в состоянии сделать гениальную скрипку или виолончель?
- Трудно воспитать нового Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи. Точно так же трудно вырастить новых Страдивари, Гварнери… Поскольку сегодня мир движется, говоря современным языком, по пути модернизаций, инноваций и нанотехноло-гий, то в наше время часто забывают о том, что такое искусство. А это большая духовная работа. Мало изучить состав лака, необходимую толщину дерева. Недостаточно использовать все инструменты, которыми работали старые мастера. Существует то, чему нельзя научить. Чехов назвал это двумя простыми словами: Божья искра.
Вокруг света
- Маэстро, удивительно, как вы смогли выкроить время в своем графике, чтобы приехать в Минск?
- У меня самого это вызывает большое удивление. Мы только что вернулись с оркестром «Виртуозы Москвы» из огромного турне по Америке: гастролировали по крупнейшим городам. Буквально через день после возвращения мы играли в Москве на концерте «Восходящие звезды в Кремле». После этого я умудрился принять участие в концерте в Доме музыки. А 9 декабря я вылетаю в Израиль, где состоятся наши гастроли, потом в Турцию, Францию, Швейцарию, Москву, Уфу, а там уже и Новый год не за горами, который я буду встречать дома.
Меня один журналист спросил: «Это ваши планы на год?» (Смеется.)
- Когда в Беларуси состоится следующий фестиваль «Владимир Спиваков приглашает»?
- Я не склонен проводить фестивали ежегодно. Публика должна немного соскучиться. Посмотрим, как пройдет этот фестиваль, и будем думать в перспективе.
Владимир СПИВАКОВ -всемирно известный скрипач, дирижер, художественный руководитель и главный дирижер Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», Национального филармонического оркестра России.
В мае 1994 года был основан международный благотворительный Фонд Владимира Спивакова, который помогает молодым талантливым музыкантам, танцорам, художникам, организовывая для них мастер-классы, концерты, туры и выставки.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть