- Тому несколько причин. И главная - отсутствие возможности получить нормальное образование. Без него невозможно устроиться на работу. И куда молодому человеку идти? К тем, кто обещает райскую жизнь хотя бы после смерти…
Почему народ не ценит знания?
- А как же вы росли? В высокогорном селе не было университетов…
- В Советском Союзе и образование, и воспитание - всё было системное. И везде, с некоторой поправкой на регионы, подход был общий. Да, за эту одинаковость и уравниловку СССР можно было критиковать, но зато у каждого был шанс. То, что сейчас умные люди называют «социальным лифтом». Я родился в семье тракториста и колхозницы, нас было 9 детей. Я стал лётчиком, мой брат Тайгиб тоже, мы оба - Герои России, все дети получили образование. Я с детства хотел в небо, и у меня были для этого все возможности. Никто никогда не заглядывал в мой паспорт, а проверяли только способности. А возможно ли это сейчас? Вряд ли. Потому что международный терроризм именно у нас, в Дагестане, приграничном регионе, ищет последователей. Но я не снимаю ответственности и с самого народа. В моём родном селе ныне живёт почти 7 тысяч человек. Среди них 26 докторов наук, академик, кандидатов наук и офицеров я даже не считал - много. В соседнем населённом пункте с населением в 40 тысяч человек поступают в вузы 3-5 человек в год. А остальные? Занимаются в лучшем случае куплей-продажей. Настолько не ценятся знания в самом обществе, среди народа.
- А зачем им учиться, если негде применить знания?
- Образование и работа - это как сообщающиеся сосуды. Как из России бегут учёные во все концы мира, так и умные люди - из Дагестана. Вот возьмём Каспийск. Ещё совсем недавно этот город был русским. Оттуда ещё до взрыва многоэтажки, где жили пограничники с семьями (1996 г., 67 погибших. - Ред.), уехало 28 тысяч русских семей. Там просто закрылись заводы - и всё. Теперь уезжают дагестанцы, те, у кого на месте нет связей, а есть только мозги. Лёгких путей восстановления нормальной жизни в Дагестане нет. Но, я уверен, как только самые образованные и талантливые будут востребованы на месте, мир вернётся.
- Можно ли в качестве примера стабильности привести сегодняшнюю Чечню?
- Я как секретарь Совета безопасности Дагестана (1996-1998 гг. - Ред.) участвовал в подготовке документов о прекращении первой чеченской войны, разрабатывал концепцию «возвращения» региона в Россию. Главное, думал я, привязать республику экономически, чтобы людям было выгодно жить в России. Так в конце концов и получилось, хотя для этого пришлось пережить вторую войну и вторжение в Дагестан. Сейчас, с одной стороны, ситуация в Чечне стабильная, но с другой - она держится на авторитете одного человека - Рамзана Кадырова. В самолёте главный - капитан, от него зависит многое, но не всё. Так и в политике.
Как грабят пассажиров
- Что происходит в авиации? Слишком часто в последнее время случаются авиакатастрофы, в которых гибнут люди.
- «Страшную» погоду в небе делают маленькие компании, у которых по 2-3 самолёта. Они получили их в наследие после развала СССР и эксплуатируют до окончания срока, не вкладывая ничего. Что делают мелкие компании, у которых от силы три самолёта? Нагружают их до предела. Ил-76 - самый безопасный лайнер, который может выдержать 40 тонн, а его, словно ишака, нагружают до 60. Таких безответственных авиакомпаний вообще не должно существовать! Это воровские шайки, которые выкачивают из нас деньги, а иногда ещё и убивают. Вы когда-нибудь летали на Ту-154? - Конечно! - Помните, сколько там было аварийных выходов?
- По-моему, четыре.
- А должно быть 10! 6 из них заставлены креслами. Получается примерно 20 новых мест. Средняя цена билета в России в один конец на расстояние в 2,5 тысячи километров - 10 тысяч рублей. Вот и считайте: за полёт в оба конца образуется 400 тысяч рублей. Это деньги, изъятые из вашего кармана, и это угрожает вашей же безопасности. Нещадно эксплуатируют не только лайнеры, но и экипажи. Помните историю героев, посадивших самолёт в тайге (экипаж при отключённом электрооборудовании чудом посадил самолёт в Коми на лесную взлётно-посадочную полосу- Ред.)? Сейчас нормой стало, что в подобных экипажах один лётчик в одну сторону летит ведущим, а в другую - вторым пилотом. То есть пилоты за штурвалом находятся в несколько раз дольше, чем положено. И если они вдруг об этом скажут вслух, их тут же уволят. И никому до этого нет дела. Авиакомпании никто не контролирует. Росавиация - формально существующая организация, иначе она давно бы запретила эти безобразия или хотя бы инициировала соответствующие законы. Тогда бы мы справились хотя бы с толпами пассажиров, особенно в период отпусков, которые сутками ждут, пока починят их самолёт, принадлежащий мелкой авиакомпании.
Другой способ заработать на нас - коррупционные схемы. Возьмём топливно-заправочные комплексы в аэропортах. К примеру, аэропорт на юге России покупает топливо в Сибири и везёт его за тысячи километров. Но это же дорого! Почему не покупать авиакеросин в Новороссийске? Но в Сибири сидит «друг», который откат обещал за то, что купят у него, а не в другом месте. Но всё это цветочки по сравнению с тем, что нас ждёт лет через 5-7, когда лётчики, получившие образование в советские времена, отлетают своё. Придут те, кто в училищах самолёт видел только в учебниках. И как они будут летать? Ещё раз вернусь к тому случаю в Коми - лётчики не смогли бы спасти людей, если бы не тот человек, который не дал угробить взлётно-посадочную полосу. Это настоящий офицер и патриот. Таких полос в России было более 1000. Остались ли они сегодня где-то ещё - большой вопрос.
- Неужели всё так безнадёжно? Мы окончательно отстали от мировой авиационной промышленности?
- Сегодня все говорят о Суперджете (разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого» и должен заменить Ту-134 и Ту-154. - Ред.). Да, это, возможно, наш шанс снова войти в мировую авиационную элиту, но мы должны понимать, что это не чисто российский продукт. Это результат кооперации.
Индира КОДЗАСОВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть