17362

Константин Райкин: «Глупость, воровство и взяточничество разрослись с папиных времен»

Этот сезон «Сатирикон» открыл премьерой - спектаклем «Маленькие трагедии Пушкина», который поставил режиссёр Виктор Рыжаков. Но сбор труппы худрук театра Константин Райкин начал с подведения итогов сезона прошедшего:

К.Р.: - На сегодняшний день наша труппа сильна, как никогда. Свидетельство тому - премии Станиславского, которыми отметили два очень серьёзных наших спектакля: «Константин Райкин. Вечер с Достоевским» победил в номинации «Событие сезона», а в номинации «Мастерство актёра» отмечена Агриппина Стеклова за роль Нины Заречной в «Чайке» Юрия Бутусова. В этом сезоне мы выпускаем спектакль «Маленькие трагедии Пушкина», который, мне кажется, тоже вырастет во что-то интересное. Вообще же год пройдёт под знаком столетия Аркадия Райкина - нашего папы во всех смыслах этого слова. Нашего основателя. Нашего учителя.

Фото Фонда поддержки и развития культуры им. Аркадия Райкина

Под знаком Райкина

«АиФ»: - Константин Аркадьевич, почему Аркадию Райкину вы посвятили пусть маленькие, пусть Пушкина, но... трагедии?

К.Р.: - А вы считаете, что ему нужно было посвятить какую-нибудь эстрадную штучку? Папа был фигурой такой значительной, такой неоднозначной, что мы совершенно не обязаны посвящать ему весёлые произведения. Он был великий артист и человек глубокий, поэтому ему можно посвятить великую литературу, «драматургию для чтения глазами», как её называл сам Пушкин. «Маленькие трагедии»… Да, это вещь мрачноватая, тревожная.

Интернет опрос «АиФ»

Современная российская культура...
■ Приходит в упадок из-за коммерциализации - 57% (744 голоса)
■ Мертва - 37% (477 голосов)
■ Меня не интересует - 4% (54 голоса)
■ Развивается благодаря свободе творчества - 2% (30 голосов)
Всего голосов: 1305

Готовясь к юбилею папы, я пересмотрел все видеоматериалы и подумал: к Райкину-артисту привыкнуть до конца невозможно. Уж вроде бы всё видел-перевидел, но каждый раз поражаешься тому, какими - при всей яркости образов - мягкими и органичными красками он работает. А с другой стороны... Он ведь был официальным сатириком страны, ему было позволено со сцены критиковать недостатки. Так вот, в миниатюрах своих он затрагивал темы, которые и сейчас злободневны. Это поразительно. Печально-поразительно. Наша страна представляется каким-то заповедником глупостей, пороков, идиотизма. Всё не только осталось на своих местах, но процветает, разрослось и пожирнело. Всё! Глупость, нечестность, воровство, взяточничество, лизоблюдство, рабство - то, о чём он говорил и наивно надеялся, что, сказав об этом, он поможет вскорости от этого избавиться. И нам те традиции хорошо бы сохранить. Папин театр был невероятно мощный, позитивный, где зритель получал колоссальное наслаждение. Такой театр освобождения от рабства. Хотя бы на время. Потому что то, что становилось смешным, переставало быть опасным.

«АиФ»: - Но «Маленькие трагедии» - это ещё дальше по шкале истории. Значит, в нашей жизни не то что десятилетиями - столетиями ничего не меняется!

К.Р.: - Нет, это другое. Классика не занимается мелкими проблемами - она затрагивает главные вопросы человеческого бытия. И в этом смысле всё остаётся таким, как было столетий пятнадцать назад. Именно поэтому мы и берём такого высшего класса литературу.

«АиФ»: - К юбилею Аркадия Райкина даже форумы, посвящённые его творчеству, проводят.

К.Р.: - Мне кажется, это всё помогает разобраться, что же за явление это было - Аркадий Райкин. С другой стороны, для театрального артиста (а папа был всё-таки театральный артист) видеозаписи - это всё равно немножко гербарий. Потому что составить впечатление о Райкине можно было, только попав на его спектакли. С артистом надо иметь дело, пока он жив. И в этом трагизм нашей профессии. Это профессия настоящего времени. Искусство актёра живёт, пока жив он сам. А вспоминать... Это уже литература!

Степень свободы

«АиФ»: - Строительство здания рядом с «Сатириконом», где в том числе должен разместиться и музей Аркадия Райкина, когда-нибудь завершится?

К.Р.: - Для меня эта стройка - олицетворение отношения государства к культуре, какие бы речи и отчёты я при этом ни читал. Она - воплощение неких беспорядков, которые творятся в головах руководителей и которые мне кажутся очень тревожными. Наше отечественное начальство в отношении к культуре всегда отличалось непониманием, что есть что. И традиция эта продолжается.

 «АиФ»: - «Вечер с Достоевским» какой ценой вам дался? Достоевский - персонаж непростой!

К.Р.: - У этого спектакля, основанного на «Записках из подполья», особая судьба. В меня это проникло больше 30 лет назад. Тогда в «Современнике», где я служил, режиссёр Валерий Фокин поставил по «Запискам» спектакль «И пойду! И пойду!». Первую любовь, открытия - и жизни, и себя самих - мы с Валерой сделали в те годы. Так что работа эта была оплачена раньше. Но, поскольку это произведение бездонное, со временем оно открывается тебе другими гранями. И в какой-то момент мне захотелось вновь высказаться. Да, это был риск - всегда страшно возвращаться к чему-то изведанному. Но всё сложилось удачно. Я считаю, что прежде всего это заслуга Валеры, - во мне-то это жило с моих 24 лет. Я ведь «Записки» прочёл, когда мне было 24 года. А если помните, вторая часть этого произведения - «По поводу мокрого снега» - начинается со слов «В то время мне было 24 года».

«АиФ»: - Худрук театра «Сатирикон» актёру Константину Райкину на этот сезон какую роль дал?

К.Р.: - Вместе с моими молодыми товарищами я занят в «Маленьких трагедиях» - каждый играет сразу несколько ролей. А дальше… Скорее всего, буду заниматься режиссурой. Посмотрим, о чём договоримся с Юрой Бутусовым, с Витей Рыжаковым. Мне кажется, эти режиссёры могут предложить мне что-то интересное. Будем честны: в этом театре я не рядовой артист, а обладаю определённой степенью свободы. Я не тороплюсь. На сегодняшний день играю 15 спектаклей в месяц, то есть половину репертуара. Это много для артиста моего возраста и моего офицерского статуса. Но это хорошо! Папа до последних лет играл 20 спектаклей в месяц.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно