29116

Геннадий Давыдько. Человек, которому катастрофически не хватает времени

№ 46 от 17 ноября 2010 года 17/11/2010
«АиФ»: - Геннадий Брониславович, вы известны многим в совершенно разных амплуа: актера, режиссера, телеведущего, депутата. А сами как себя позиционируете?

 

- Я человек, которому катастрофически не хватает времени: на работу, на отдых, на близких, на творчество. Огорчаюсь этому, но вместе с тем и горжусь. Сейчас я депутат Палаты представителей, зампредседателя постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ, и в мою компетенцию входит законодательная сторона СМИ. Как депутат я имею свой округ и соответствующие обязанности. Большую часть свободного времени занят общественной деятельностью и, конечно же, творчеством. Сейчас готовлюсь к постановке спектакля, но подробности пока рассказывать не буду.

«АиФ»: - В этом году вам исполнилось 55 лет. Что привнес в вашу жизнь этот возраст?

- Как сказал Сервантес, «я нахожу мужчину прекрасным в том возрасте, в котором сам нахожусь». Боязнь времени присутствует, но возраст ощущается в другом: когда ты не можешь делать что-то с той же силой, как прежде. Например, после бессонной ночи, а такие бывают: объемы работ уже не те. Раньше в моем ежедневнике в графе «минуты» были 00, а теперь бывает даже 05 или 03: столько времени мне требуется для перехода из одного кабинета в другой.

Человек из «ямы»

«АиФ»: - Расскажите, как  начиналось ваше покорение столицы?

- После армии приехал на родину, в Бобруйск. Работал в бобруйском театре, но при этом знал, что уеду в Москву. Так оно и произошло. В Москве меня взяли в один из театров в так называемую «яму». Человек «в яме» - тот, у кого нет прописки и который на основании разовых соглашений играет в спектаклях. Многие артисты так и оставались в Москве. В один из новогодних праздников я сорвал голос, а актеру без голоса жить нельзя. В Москве без прописки меня вылечить не могли, потому я отправился в Минск. За время лечения обошел все театры города. Когда попал в Купаловский, влюбился сразу же: в труппу, театр, атмосферу, прочувствовал, что я «сапраўдны беларус». В «яму» не хотелось возвращаться ни на каких условиях. После просмотра с радостью остался работать в этом театре. 

«АиФ»: - Каково сейчас совмещать работу актера и режиссера? Что сложнее?

- Актер - поле, на котором должны взрастать зерна, бросаемые автором, режиссером. Это человек, который должен перевоплотиться, проникнуться болью даже в комедии. Это носитель опыта художника, режиссера, композитора.  

Режиссер – это создатель, одна из форм познания мира, философ. Он должен пережить пьесу, пронести ее через себя. А ведь очень трудно стать переводчиком с литературного языка на язык театральный.

«АиФ»: - Вы снялись в «Анастасии Слуцкой». Есть разница между игрой на сцене и в кино? 

- Конечно. Действие на сцене невозможно повторить, переиграть. Порой страдаешь из-за невозвратности, необратимости. В кино же самое тяжелое – ожидание кадра: только расслабишься, а тебя уже зовут. Зато в кино актер никогда не виноват в том, что не справился с поставленной задачей. Виноват режиссер: это он не смог рассмотреть в актере человека, который не может реализовать задуманное.

Фестиваль фестивалей

«АиФ»: - В этом году вы - председатель кинофестиваля «Листопад». Как считаете, произошли в нем какие-то изменения?

- Беларусь пытается войти в фестивали класса А, поэтому все делается прозрачно. Мы договариваемся с посольствами, все фильмы ввозятся легально, выплачиваются таможенные пошлины... Если денег на праздник не хватит, значит, праздник будет ограниченным.

А вообще у этого мероприятия есть сильные традиции. Так сложилось, что минский фестиваль завершает фестивальный марафон стран СНГ. Это так называемый фестиваль фестивалей. Именно потому минские зрители имеют возможность смотреть лучшее из лучшего. Наша задача - показать лучшие фильмы, собранные со всех кинофестивалей. Однако не всегда профессиональный интерес совпадает с интересом публики. Ведь задача профессионалов – оценить творческий поиск, эксперимент создателей фильма. У публики же иные критерии.

Жюри, как сытый человек, который тянется к десертам, его интересуют детали. Зритель же голодный до вкусной кинопищи. Оттого и получается, что фильмы, которые гурманы долго не принимали, долго живут в сердцах зрителей. Такая судьба у «Иронии судьбы, или С легким паром», «Белого солнца пустыни». А достижения именитых режиссеров так и обсуждаются в кулуарах кинокритики.

«АиФ»: - А вы сами за какое кино?

- Я за внятно и талантливо рассказанную историю, которая влияет на духовное состояние человека. Художник не должен становиться в позу гения, он должен максимально стараться общаться с народом, причем на его языке, жить его проблемами.

«АиФ»: - Почему фильмом-открытием кинофорума был выбран проект «Брестская крепость»?

- Это первый проект Союзного государства России и Беларуси. «Брестская крепость» - фильм реквием, фильм-лозунг. В конкурсную программу этот фильм ставить было нельзя, поскольку его трудно воспринимать с точки зрения кинематографа. Это скорее реальное публицистическое действо.

Кроме того, международному жюри хотелось подчеркнуть единое духовное пространство и единое прошлое Беларуси и России. Кстати, параллельно с показом в Минске была всероссийская премьера фильма.

«АиФ»: - Скажите с высоты своего опыта: весь мир и правда театр?

- Я всегда говорил своим студентам: «Бойтесь расхожих фраз, избегайте стереотипов, так как потом стереотипным становится мышление». И сам их стараюсь избегать. Весь мир – театр, но это зрелище для неба. Каждый человек исполняет свою роль. Небо смотрит на нас и наслаждается действом: как добро борется со злом, жизнь - со смертью.

Мне очень нравится фраза «Жить надо во имя того, во имя чего ты можешь умереть». Нужно спешить дарить радость близким, максимально ограждать их от неприятностей, зацеловывать при жизни. А вот в принятии решений можно не торопиться. Не надо ни о чем жалеть. Нужно анализировать и делать выводы. Жизнь не ставит людям нерешаемых задач.

Ольга ГУБСКАЯ

Оставить комментарий (0)