33007

Фотограф Пьер Вильям Анри: Быть женщиной – это уже красиво

№ 52 от 29 декабря 2010 года 29/12/2010

В Музее современного изобразительного искусства прошла выставка работ  швейцарского фотографа Пьера Вильяма Анри «25 секунд». Выставка произвела фурор. Тот редкий случай, когда работы приняли и профессионалы и любители и просто случайные посетители выставки.

СПРАВКА "АиФ"

25 секунд на чудо

Сколько времени нужно вам, чтобы сотворить чудо?  Пьеру Вильяму  Анри понадобится для этого 25 секунд! Именно четверть минуты необходимо, чтобы остановить мгновение в технике «световой кисти», которая в руках мастера превращает лист фотобумаги в произведение искусства. Пьеру 62  года. Первую камеру он купил 50 лет назад, объездил множество мест, фотографируя и выставляя свои работы. Наконец дорога привела его в Беларусь.

Сам Пьер Анри - один из пятнадцати членов союза швейцарских фотографов-профессионалов, человек с уникальным жизненным опытом,  путешественник, объехавший половину земного шара, фотограф, чье творчество не просто отражает жизнь человека, а строит мосты взаимопонимания между народами стран всего мира – признался, что три недели, проведенные в Беларуси, подарили ему совершенно новые и незабываемые впечатления. Об этом и некоторых других невероятных моментах из своей  жизни фотограф рассказал в интервью.

Световая кисть

fot- Вы первый, кто применил технику «световой кисти» в портретной съемке. Расскажите немного подробней об этом.

- Техника «световой кисти», или, как я ее называю, «карманный фонарик», изначально использовалась  для съемки статичных предметов, в основном натюрморта. Я лишь немного усовершенствовал ее, применив к людям.

Этот способ на самом деле уникален. С его помощью фотограф раскрывается прежде всего с творческой стороны.  Фотоаппарат установлен на долгой выдержке,  и в полной темноте светом  (по сути, обычным фонариком) целиком вырисовываешь картину.  Поочередно освещаешь те моменты и детали, на которых желаешь  акцентировать внимание. Постепенно из темноты выступает предмет, сюжет и, наконец, главная героиня.  Работаешь как художник, условно  говоря, рисуя человека.

При помощи этой техники  ты можешь сделать его невероятно красивым или же изуродовать. Используя тени, ложащиеся на лицо, создаешь печальный или светящийся счастьем образ.  Одним словом, это искусство  света.

И если художник работает от белого холста бумаги, то я - от черного,  рождая все из темноты.

 - На выставке в Беларуси были представлены 30 снимков в жанре ню (художественный жанр, изображающий красоту обнажённого человеческого тела. Прим. автора). На них изображены женщины абсолютно разных возрастов и типажей у себя дома. В чем заключается основная идея этих фотографий?

- Показать девушку или женщину в момент ее абсолютной свободы! Когда она не несет  информацию о себе в общество и на ней нет искусственных ненужных вещей. Когда она  не обязана прихорашиваться, выбирать, что же надеть.

В моих работах  женщина  такая, какой пришла в этот мир. И, собственно, ничего больше не нужно, ведь быть женщиной – это уже красиво!

Дом для меня – это символ трансцендентной свободы, личное пространство женщины, нераздельно слитое с ней, берущее начало в ней. Каждая вещь в доме не случайна – она повествует о вкусах, интересах и жизни человека. Именно в такой ситуации одежда оказывается ненужной  -  лишняя информация  для зрителя, который судит по одежде о социальном  статусе, делая  ложные выводы.

Мои фотографии оставляют зрителю, который сам пишет историю героини, возможность домысливать.

Не все хотят быть красивыми

1- Вы фотографировали  женщин Швейцарии, Сибири, Гренландии и многих других стран. Что общего и различного вы заметили в женщинах в разных географических точках?

- Это будет лукавством, если скажу, что женщины всего мира прежде всего хотят быть  красивыми.  Потому что в некоторых странах Африки  женщинам безразлично, как они выглядят. Для них главное хоть раз поесть  и накормить своих детей. И это важнее, чем быть привлекательной. Поэтому основное, что объединяет женщин, –  прежде всего материнство.

Чем более схожи страны по уровню социального развития, тем менее заметной становится разница в образе жизни  населения. Поэтому ярко выраженных отличий между Швейцарией и Беларусью не очень много, по крайне мере, за три недели я их не раскрыл.

Но, например, белорусские женщины трепетнее относятся к своему внешнему виду: перед фотосъемками долго прихорашивались и красились, несмотря на то, что я просил их быть максимально естественными. Швейцарские женщины все воспринимали проще, они  хотели выглядеть натурально.

- С какими трудностями вы столкнулись во время организации выставки?

- Я не испытал трудностей, они легли на плечи организаторов. Приехать в чужую страну с выставкой было бы невозможно, если бы не было команды, болеющей за тебя. Огромная часть работы была проделана до приезда. Министерство культуры оказало полную поддержку: выставка прошла на большой государственной престижной площадке. Более того, была оказана хорошая информационная поддержка.

Не было разногласий и  с администрацией музея, и в результате все прошло очень хорошо. Одна частная галерея Минска, напротив, хотела привнести свою концепцию, поэтому там выставка не состоялась.

Дело длиною в жизнь

anri-3- Вы фотографируете уже более пятидесяти лет – целая жизнь! Как вы начинали?

- Фотография – это моя профессия, мое хобби, моя жизнь, и свой первый снимок я сделал в 7 лет. Хотя начинал совершенно спокойно, даже не чувствовал в этом своего будущего призвания. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. Чем больше я углублялся в фотодело, тем сильнее оно мне нравилось.

Сегодня я «фотограф» 24 часа в сутки – все, на что смотрю, сначала обрабатывается  профессиональным взглядом.

После окончания фотошколы  проработал три года фотокорреспондентом. Делал политические, спортивные  снимки, фотографировал демонстрации. Но это все было «не моим», и я уехал путешествовать по Африке. Вот тогда немного все и прояснилось: любовь к фотографии и желание хоть как-то помочь тем, кому повезло меньше, – нашли свое единое воплощение. И я начал сотрудничать с организацией «Врачи мира».

- Вы объездили около 80 стран. И путь ваш лежал не по стандартным туристическим маршрутам… 

Большинство моих поездок связаны с участием в международной организации «Врачи мира». Есть страны большие и маленькие, которые нуждаются во внимании. Там я делаю фоторепортажи , и они становятся информационной основой для гуманитарной и другой помощи. Это мой личный вклад, пусть даже он минимален, как капля в море, в  сравнении с глобальными мировыми процессами.

Благодаря всему этому удалось побывать в весьма экзотических местах, как, например, Гаити, Буркина Фасо, Гваделупа, Марокко, Индонезия и другие.

Никто не ездит проводить выходные на Чукотку, а мне посчастливилось.

Другой мир

anri-4- Какая из поездок оставила самый сильный отпечаток на вашем творчестве?

- Наверное, четыре недели, проведенные в Палестине. Они сдвинули мой  угол восприятия жизни. «Врачи мира» работали там над проблемой психологической реабилитации детей войны. Моей обязанностью было обучать их фотографии, чтобы отвлечь от жестокой повседневности, от мыслей о том, что кто-то вдруг может начать стрелять или нельзя будет выйти из дома - снайперы на соседних крышах снова  держат его под прицелом.

Дети сильно травмируются с самого раннего возраста.  15 лет такого ребенка- это 15 лет войны.

Оказывается, раньше я многого не понимал, просто представить себе не мог, как и любой житель государства, где спокойно можно сходить в магазин. Но за четыре недели  сам стал человеком, у которого вот-вот переполнится чаша. Я вернулся очень обеспокоенным оттуда.

Такие моменты однозначно меняют человека. Но были и другие поездки, которые усилили интерес к жизни.

Например, поездка в Ириан Джай (Новая Гвинея). Там живет племя каннибалов с совершенно иным летосчислением. Они не носят никакой одежды, за исключением тыкв, которыми прикрывают интимные места на теле. Совершенно иной мир! Встретили там мужчину, который с гордостью показал  нам мумию одного из членов своей семьи и  рассказал о  великом прошлом предка-людоеда. Это удивительное чувство, когда общаешься с человеком, который может тебя съесть.

Впечатляет и то, когда оказываешься окруженный львами, и единственное, что вас отделяет друг от друга – стекло окна вашего  «средства передвижения».

До боли впечатляют разрушительные циклоны на Гаити, которые за несколько часов разрушают все на своем пути. Ты  идешь 7 часов до ближайшей деревни, где тоже не осталось ничего. И людям приходится есть листья.

- С гуманитарной миссией все понятно. А собственные проекты спонсируете самостоятельно?

- Конечно. Одни мои проекты дают возможность реализовывать другие.

Например, однажды я бросил клич: все кто хочет сам себя запечатлеть для истории – добро пожаловать в мою студию! Люди приходили со своей фотоидеей , нажимали на кнопку фотоаппарата на удлинителе и получался автопортрет. И вот 424 фото я просто положил в ящик, чтобы они состарились. Ведь, как и  вино, фотографии становятся ценнее с годами. Немного позже эту коллекцию выкупила администрация округа Нешателя для архива. На полученные деньги я отправился в Сибирь, фотографировать сибиряков, которых представил в Марокко. А после привез фотографии марокканцев в Гренландию, а последних -  представил жителям Гваделупы.

Целью было создание своеобразных  мостов между жителями планеты.

После моей выставки марокканских детей в Гренландии гренландские дети стали  писать письма марокканским, сочинения на тему «Дружба народов», составлять рефераты о Марокко. Начался культурный обмен: дружат и  даже собираются в гости.

- Вы фотографировали детей  войны, стихийные бедствия, демонстрации, обычных людей, больших политиков, обнаженных женщин… Что связывает  все эти работы?

- Человек! Его жизнь, взаимоотношения, непредвиденные повороты судьбы. Главное, чтобы все было естественным, запечатленным в эту секунду мгновением  реальности.

Портрет Беларуси

anri-5- В Беларусь вы привезли фотографии женщин родного города Нешатель и уезжаете тоже не с пустыми руками. Какую работу вы проделали за три недели, проведенные у нас?

- Возможность приехать в Минск – это приглашение друзей, которым я воспользовался. Сказал себе:  будет здорово «открыть» новую страну, о которой не так уж и много знают в Европе. И вот  - выставка.

Сделать портреты белорусских женщин – было основной задачей  этой поездки, завершающим аккордом моего международного проекта о женщине в ее доме. Сфотографировать минчанок за естественными занятиями  в  естественной обстановке. Чтобы сравнить образы жизни, например, белорусских женщин и швейцарских.

Было намечено фотографировать 1-2  человека в день. В результате  у меня есть 30 оригинальных портретов.  Теперь зрители других стран, где будут проходить мои следующие выставки, смогут познакомиться и узнать,  каков мир белоруской женщины.

Культурный центр Нешателя уже  заинтересовался этой серией снимков.

Более того были сделаны фотографии  Минска, чтобы проиллюстрировать атмосферу города. Дело осталось за малым  - грамотно довести все до конца.

Я приобрел здесь невероятный, можно сказать, гениальный опыт.

- Вместе с серией фотографий белорусских женщин вы увозите изображения нашей столицы. Какой он для вас, Минск?

- На самом деле, Минск очень впечатляет. Городским строениям не так уж много лет, но, несмотря на это, у города богатейшая история.

Трагическое прошлое ощущается на каждом шагу. Война везде, в каждом дне жизни вашего города. Куда бы ни пошел,  везде читается пережитая боль.  Просто чувствуешь - это не забыто,  не стерто из памяти людей.

Мы посетили два мемориала: Хатынь и «линию Сталина». Я был глубоко потрясен, увидев колокола, которые непрерывно звонят.

Поразила величина Минска – очень большой город.  Такие размеры редко встречаются в Европе. При этом есть в нем свое очарование. Вот, например,  вечерняя подсветка, которая напоминает мне  Елисейские Поля. Столько освещения  я еще нигде не видел. Настоящее шоу.

Огромные парки! А пересечь улицу – это уже целая спортивная тренировка (смеется). Люди здесь не задирают нос.  У  меня сложилось впечатление, что я могу заговорить с каждым и мне ответят доброжелательно. Будьте уверены, о Минске в Швейцарии услышат самое лучшее!

Мариам МАХАМИД

Оставить комментарий (0)