477

Бессмертный роман. Главная женщина в жизни Михаила Булгакова

"Аргументы и факты" в Беларуси № 9. На поводке у паводка 27/02/2024
Елена Шиловская стала прообразом Маргариты в культовом романе «Мастер и Маргарита».
Елена Шиловская стала прообразом Маргариты в культовом романе «Мастер и Маргарита». Фото из открытых источников

Михаил Булгаков не раз говорил, что должен жениться три раза. Будто бы такой совет дал ему Алексей Толстой, утверждавший, что в троекратном браке кроется ключ к литературному успеху. Так или иначе, Булгаков и Елена Шиловская, ставшая не только его третьей супругой, но и прообразом Маргариты в культовом романе «Мастер и Маргарита», считали свой союз предопределенным свыше.

Будни и праздники

До встречи с Еленой Михаил Афанасьевич был женат дважды. Его первой избранницей стала Татьяна Лаппа, в которую он влюбился еще гимназистом,  девушка из известной и обеспеченной семьи, чей отец был управляющим казенной палатой.

Они прожили вместе 11 лет, пройдя рука об руку через Первую мировую, революцию и Гражданскую войну. Именно Татьяна застала тяжелый период, когда муж работал военным врачом, помогала ему преодолеть зависимость от морфия и выбраться из нищеты.

В 1924 году, уже после того как Булгаков занялся сочинительством и стал членом Союза писателей, супруги развелись, поскольку Михаил поддался новой страсти в лице яркой и эффектной Любови Белозерской.

По воспоминаниям знакомых, «в жизнь Булгакова эта женщина вошла как праздник. У нее были легкие, летящие волосы, легкая походка, смеющиеся глаза. Она увлекалась верховой ездой, потом автомобилизмом. Очень любила животных...» На годы брака с Любовью Евгеньевной пришлось создание «Дней Турбиных», «Багрового острова», «Зойкиной квартиры». Она переводила для Булгакова с французского языка книги о Мольере и написала под его диктовку сотни страниц его книг. Но вскоре в жизни писателя появилась третья – последняя и главная в его судьбе женщина.

«И я остаюсь одна»

Булгаков познакомился с Еленой Шиловской в феврале 1929 года на блинах у общих знакомых. Спустя сорок лет она писала в воспоминаниях: «Встретив Михаила, я поняла, что он - моя судьба, несмотря ни на что, даже на безумную историю расставания… Мы встретились. Мы были рядом. Это была самая быстрая любовь на всю нашу жизнь». Совсем как в «Мастере и Маргарите»: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Подобно книжной Маргарите, у Елены Сергеевны, одной из самых известных и благополучных дам того времени, было все, о чем только можно мечтать: красивый, порядочный, успешный муж – генерал-лейтенант, двое сыновей, пятикомнатная квартира в престижном доме и прислуга.

Увы, Шиловскую не радовали ни любящий муж, ни дети, ни достаток. Супруг почти все время был на работе, мальчиками занималась няня, хозяйство вела домработница, а Елена не знала, чем себя развлечь: тихая семейная жизнь и светские развлечения сводили ее с ума. «И я остаюсь одна со своими мыслями, выдумками, фантазиями, неистраченными силами. Сажусь на диван и думаю, думаю без конца, или – когда солнце светит на улице и в моей душе – брожу одна по улицам»,  писала она.

Изменения не пугали

Елена Сергеевна заинтересовалась Булгаковым после того, как прочла «Роковые яйца» и «Белую гвардию». А спустя три месяца после знакомства Михаил Афанасьевич впервые рассказал ей о своей задумке написать роман «Мастер и Маргарита». Уже тогда Шиловская понимала, что рядом с этим человеком ее ждет совсем другая жизнь – о богатстве и светских забавах придется забыть. Но это ее не пугало.

Разрыв с мужем, который безумно ее любил, дался Елене Сергеевне нелегко. Узнав о романе жены с писателем, Евгений Шиловский потребовал прервать отношения, заявив, что в случае развода не отдаст ей сыновей. Долгих полтора года она не виделась с Булгаковым, пообещав, что не примет от него ни одного письма и не будет отвечать на звонки. Но потом влюбленные случайно встретились на улице, и Шиловская приняла решение окончательно уйти от мужа. «Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было ни смысла жизни, ни оправдания ее»,  говорила Елена.

Муза и помощница

3 октября 1932 года Булгаков развелся с Белозерской, а на следующий же день заключил брак с Еленой Сергеевной. Через полгода он передал жене доверенность на заключение договоров с издательствами и театрами по поводу своих произведений, а также на получение авторских гонораров. Через год по его просьбе женщина начала вести дневник и вела его 7 лет - до последнего дня жизни Михаила Афанасьевича.

Она всю себя отдавала мужу и его работе: писала под его диктовку, перепечатывала рукописи на машинке, редактировала их, составляла договоры с театрами, вела переговоры, занималась корреспонденцией. Третья жена стала для Булгакова и музой, и секретарем, и биографом, и неутомимой сотрудницей. Именно благодаря Елене Сергеевне сохранился булгаковский архив. Говорили, что за всю совместную жизнь они ни разу не поссорились, как бы тяжело ни складывались обстоятельства.

Спустя семь лет брака здоровье Михаила Афанасьевича пошатнулось, и 10 марта 1940 года он умер.

«Несмотря на все, несмотря на то, что бывали моменты черные, совершенно страшные, не тоски, а ужаса перед неудавшейся литературной жизнью, если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет! Ни одной секунды. Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было…» - писала Елена Сергеевна о своем последнем браке.

Только благодаря ее невероятной энергии после смерти Булгакова смогли увидеть свет многие до того не изданные его произведения, главным из которых является, конечно, роман «Мастер и Маргарита». После смерти писателя Елена больше не вышла замуж. Она пережила своего Мастера на 30 лет.

КСТАТИ

Михаил Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» больше 10 лет. Много раз он менял сюжет, убирал одних персонажей и добавлял других. И если в первой версии рукописи не было ни Мастера, ни его возлюбленной, то в окончательной версии книги в этих персонажах явственно угадываются сам писатель и его третья жена.

Если Маргариту Булгаков в основном писал с Елены, то главного героя романа - во многом с себя. В произведении упоминается возраст Мастера: «человек примерно лет тридцати восьми». Столько же было автору, когда он начал работу над «Мастером и Маргаритой» в 1929 году.

Гневные статьи о Мастере и его романе напоминают обличительную кампанию, которую развернули против самого Булгакова. Критики резко высказывались о повести «Роковые яйца», романе «Белая гвардия», пьесах «Зойкина квартира», «Бег», «Дни Турбиных». В архивах автора сохранились выписки из материала «Ударим по булгаковщине», который был опубликован в газете «Рабочая Москва». В книге же Мастер рассказывает: «Через день в другой газете за подписью Мстислава Лавровича обнаружилась другая статья, где автор ее предлагал ударить, и крепко ударить, по пилатчине…»

Однако чертами своей внешности Булгаков Мастера наделять не стал: «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос». Сцена же, в которой Мастер сжег свой роман, перекликается с биографией самого Булгакова, который также уничтожал в огне свои произведения.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно