Поэтому все чаще в письмах читателей ставится вопрос о пенсионной системе и ее прозрачности.
Вот что написал нам ветеран труда из Слуцка Александр Дробыш: «Начисляя зарплату своим работникам, работодатель направляет определенный процент от ее суммы в фонд соцзащиты населения. Преобладающая часть этих средств предназначена для выплаты трудовых пенсий. Но отчисления на социальное страхование в полном объеме включают в себестоимость выпускаемой продукции и производимых услуг, а соответственно - в их цену. Покупая товары и услуги, каждый гражданин из своих средств возмещает включенные в их стоимость затраты на социальное страхование. Чем больше конкретный работник зарабатывает, тем больше средств он вносит в фонд защиты населения, но их же в полной мере и возмещает, покупая отечественные товары и услуги. Отсюда следует очевидное: отчисления работника на пенсионное обеспечение принадлежат только ему, а не пенсионному фонду. И эти средства должны поступать непосредственно на персональные счета работников. А святая обязанность государства - обеспечить покупательную способность накопленных денег хотя бы на базовом уровне. 25% от фонда зарплаты - оптимальный размер отчислений на трудовые пенсии на данном этапе. Он позволит поддерживать на конкурентоспособном уровне себестоимость и цены, а с другой стороны, обеспечит накопление относительно самодостаточной суммы пенсионных сбережений. Соответственно, отпадет необходимость увеличения возраста выхода на пенсию, разговоры о котором ведутся в обществе. Печальная статистика свидетельствует, что многие наши соотечественники не доживают до пенсии либо живут в статусе пенсионера весьма непродолжительное время. Куда уходят их кровно заработанные пенсионные деньги? Пенсионная система, основанная на образовании персональных счетов, позволит пенсионерам рассчитывать на прозрачный и достойный доход».
Скрытый долг
Такое мнение встречается в письмах довольно часто. Оно имеет право на существование, но при определенных условиях, считает эксперт в сфере системы соцзащиты, кандидат экономических наук Владимир НИКОЛАЕВСКИЙ.
- У нас действует пенсионная система, основанная на солидарности поколений: проще говоря, работающие в настоящее время выплачивают пенсии лицам, завершившим трудовую деятельность. В такой системе размер пенсии зависит от численности пенсионеров и численности лиц, вносящих взносы в пенсионную систему, от размера зарплаты и тарифов на пенсионное обеспечение. Получается, что в пенсионной системе денег как таковых нет: поступившие средства сразу расходуются на выплату пенсий. А поскольку в Беларуси соотношение числа работников к числу пенсионерам снижается, то пенсионная система испытывает определенные сложности по выплате пенсий в соответствии с объемом внесенных работником средств.
В пенсионное удостоверение вносится так называемый пенсионный коэффициент. Он показывает, насколько больше или меньше должна быть пенсия того или иного пенсионера. Например, коэффициент 2,4 означает, что за время работы в пенсионную систему работником было внесено в 2,4 раза больше средств по сравнению с работником, имеющим коэффициент 1. Таковым и должно было бы быть соотношение и с получаемыми пенсиями. Однако на практике в условиях переходной экономики и несбалансированности ряда экономических показателей размер пенсии в Беларуси различается практически незначительно у разных категорий работников. Лица с более высоким уровнем доходов в прошлый период фактически помогают людям с низким уровнем доходов, обеспечивая им приемлемые условия жизни на пенсии.
Перечисление средств на персональные счета пенсионеров стали практиковать, например, в Казахстане и частично в России. Это т.н. накопительная схема. Она действительно позволяет работникам самостоятельно формировать уровень своего будущего пенсионного обеспечения. Однако мы не можем с завтрашнего дня перейти на перечисление средств на персональные счета работников: у государства и у нас остаются пенсионные обязательства - так называемый скрытый пенсионный долг. Это обязательства по ежемесячной выплате пенсий людям - гражданам Республики Беларусь, своим честным трудом создавшим те блага, которыми пользуются и работающие в настоящее время граждане. По нашим оценкам, размер такого скрытого пенсионного долга составляет более 300% ВВП республики. Поэтому переход на накопительную систему - радикальная реформа - возможен только в том случае, если у государства есть средства на выплату скрытого пенсионного долга. Этими средствами могут быть, например, доходы от приватизации госпредприятий, других объектов госсобственности, внутренние и внешние займы и т.д. Этот вопрос требует четкого расчета и политической воли.
Как устроен пенсионный фонд
Откуда почтупают деньги- основной источник (99%) - обязательные страховые взносы нанимателей и работников;
- взносы на профессиональное пенсионное страхование;
- ассигнования из республиканского бюджета;
- доходы от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;
- доходы от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;
- суммы недоимок, пеней и административных штрафов.
- на выплату трудовых и профессиональных пенсий;
- на выплату пособий по государственному социальному страхованию:
- по временной нетрудоспособности,
- по беременности и родам,
- в связи с рождением ребенка,
- женщине, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности,
- по уходу за ребенком до 3 лет,
- на погребение;
- на оплату дополнительного свободного от работы дня родителям ребенка-инвалида до 18 лет;
- на выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами РБ;
- на финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по не зависящим от должника причинам;
- на финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
- данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.
Бюджет на 2013 год: по расходам - 69 трлн рублей (47,2 трлн в 2012 г.) исходя из прогнозируемого объема доходов в 69,9 трлн (47,6 трлн в 2012 г). На выплату пенсий определена сумма в 53 трлн руб. (36,8 трлн в 2012 г.)
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть