Как распознать телефонных мошенников и не попасть на их уловки — в нашем материале.
Откуда звонок?
Ранее подпольные кол-центры чаще всего располагались в местах лишения свободы. Сейчас статистика показывает, что звонки с подменных номеров чаще всего поступают из-за границы. Мошенники, освоив технологию подмены отображаемого на экране номера, стали использовать ее в своих интересах. Истории, которые мошенники рассказывают своим жертвам, постоянно совершенствуются, но существует несколько базовых сценариев.
«Сообщите CVV-код»
Допустим, вы хотите продать какую-то ненужную вещь и даете об этом объявление, снабдив его номером телефона. Вам перезванивает «покупатель», готовый тут же перевести деньги на банковскую карту, а товар забрать позже. Для этого ему всего-навсего нужны номер и срок действия вашей карты, а также CVV-код (написан на обороте) и код подтверждения СМС-сообщением от вашего банка.
«Я из банка»
Эта уловка работает так: звонящий представляется сотрудником службы безопасности банка, сообщает, что кто-то пытается снять с вашего счета крупную сумму. По его словам, помочь может только срочный перевод всего вклада на «резервный безопасный счет». Для этого ему нужны все те же данные.
«Я из собеса»
Бывает и так, что мошенники звонят пенсионерам и представляются работниками Социального обеспечения или Пенсионного фонда. Пожилым людям сообщают, что им положена новая социальная выплата. Для этого нужно только сообщить... разумеется, все те же данные платежных карт.
«Я из милиции»
Позвонивший мошенник может представиться сотрудником правоохранительных органов и сообщить, что на ваше имя невыясненные лица пытаются взять крупный кредит. Чтобы помешать этому, он зовет к телефону «сотрудника технического отдела», который помогает вам установить на телефон приложение, которое (как он утверждает) не позволит брать кредиты без вашего участия. На самом деле, это вредоносное приложение удаленного управления устройством, после установки которого злоумышленники получат полный доступ к вашему устройству, в том числе в личные кабинеты банков, украсть ваши деньги после этого остается делом техники.
«С вашим сыном беда»
Сообщения о «попавшем в беду родственнике» — одна из старейших мошеннических схем, которая, тем не менее, до сих пор работает.
Что делать?
На каждую меру, как известно, есть контрмера. Вот несколько правил, которых советует придерживаться при разговоре с телефонными мошенниками Дмитрий Миклухо, старший вице-президент — директор департамента информационной безопасности ПСБ.
Правило 1. Не переводите деньги
Игнорируйте сообщения с незнакомых номеров, содержащие просьбы о переводе денежных средств. Мошенники могут написать от лица близких родственников, причем не факт, что у вас такие родственники вообще есть — мошенники делают массовые рассылки, стремясь охватить как можно большее количество людей. Выходом будет звонок с уточнением на номер человека, от лица которого действуют мошенники.
Правило 2. Не перезванивайте
Не стоит перезванивать на незнакомые номера. Зачастую можно заметить вызов на телефон, который тут же прерывается. Естественное желание — перезвонить, чтобы узнать, кто звонил. Однако мошенники часто используют платные номера. Если вы перезвоните на такой номер, с вас начнет списываться поминутная оплата.
Правило 3. Свяжитесь с банком
Если вам приходит СМС о зачислении средств, а вы не имеете к этому отношения, есть вероятность мошенничества. В случае с балансом мобильного телефона у человека, который отправил вам денежную сумму, есть возможность оспорить операцию. Если вы как честный человек самостоятельно переведете деньги обратно, мошенники потом еще раз спишут с вас такую же сумму. То же самое касается и банковских переводов — лучше не переводить полученные денежные средства самостоятельно, а обратиться в банк с заявлением об ошибочном зачислении.
Правило 4. Проверяйте источники
Так как фейковые новости зачастую становятся для мошенников еще одним инструментом убеждения, всегда стоит перепроверять их в официальных источниках. Это касается, например, социальных выплат.
Вывод:
Никому не говорите CVV-код, номер карты и срок ее действия, логин и пароль от личного кабинета интернет-банка, кодовое слово и контрольный вопрос, а также коды из смс или push-уведомлений. Без этих данных мошенники не смогут завладеть вашими денежными средствами.
Не отвечайте на звонки в мессенджерах, которые поступают якобы от работников правоохранительных органов, не устанавливайте сторонние неофициальные приложения, не переходите по сомнительным ссылкам. Инструкции по установке официальных приложений указаны на официальных сайтах банков.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть