Кто «за» и кто «против»?
Сторонники проекта утверждают, что его реализация ускорит и удешевит доставку товаров и будет способствовать развитию инфраструктуры в странах-участницах. Противники говорят о том, что проект будет способствовать одностороннему усилению экономического влияния Китая и нарушит сложившийся баланс торговых отношений.
Масштаб продвигаемого Пекином проекта впечатляет: речь идёт не только о странах Центральной Азии, некогда входивших в состав СССР, но и о странах Ближнего Востока, Персидского залива, об Африке и Европе. С конечной остановкой в Роттердаме. В форуме участвовали главы 30 государств и правительств. Но китайские организаторы особое внимание уделили В. Путину. И неслучайно. Без участия России проект выглядит неполноценным и не столь амбициозным, как хотелось бы Китаю. Но, утверждают критики, реальное место России в проекте невелико, нас вовлекают в него ради железнодорожного транзитного коридора, который обеспечит китайским грузам ускоренный (по сравнению с морским путём) доступ к рынкам Европы.
У Москвы, конечно, есть свой интерес. Находясь на стыке Европы и Азии, Россия уже многие годы продвигает идею создания большого евразийского пространства, которое связывало бы Европу и Азию. Реализация сухопутной части проекта могла бы создать дополнительные возможности для развития инфраструктуры «забытых богом» регионов Сибири и Дальнего Востока. Есть и ещё одна грань интереса. В условиях навязанной России изоляции проект «Шёлковый путь» имеет политическую привлекательность, демонстрируя, что Россию невозможно ни изолировать политически, ни исключить из глобальных экономических потоков. Интерес России состоит и в том, что проект даёт возможность задействовать в нём пока ещё весьма аморфный Евразийский экономический союз, куда входят, помимо России, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.
Китайский проект вызывает серьёзные сомнения и в Европе, и в США. Слишком уж очевидны в нём интересы Пекина. И неслучайно на пекинском форуме не было ни одного европейского или американского представителя. Запад уже завален китайскими товарами. Причём Китай всё больше переходит от экспорта дешёвого ширпотреба к поставкам технологичного оборудования, в том числе и электронного. Это стало наносить ощутимый ущерб местным производителям. И неслучайно в ходе своей предвыборной кампании Трамп говорил о необходимости возвращения «украденной китайцами американской промышленности» на прежние места. Воздержались от участия Япония и Индия.
Чувствуя сопротивление, Китай не торопится раскошеливаться. Вокруг проекта пока больше пропагандистских инициатив, чем реальных инвестиций. Хотя идея «Шёлкового пути» была впервые озвучена ещё в 2013 г., до конкретики дело не доходит. Есть амбициозные названия проектов, созданы инвестиционные фонды. Но всё это пока больше напоминает конфетные фантики.
В чём польза?
Похоже, не совсем оправдались инвестиционные ожидания и российской стороны. И хотя в официальных заявлениях Москвы преобладают оптимистические ноты, в оценках экономистов немало скепсиса, в том числе и с политическим подтекстом. Опасения вызывает растущее влияние Китая в странах Центральной Азии, входивших до 1991 г. в состав СССР. Китай всё теснее привязывает к себе экономики наших бывших среднеазиатских республик. Он уже контролирует 25% нефтедобычи в Казахстане, вытесняя даже активы западных фирм. Пекин закупает в Казахстане почти весь производимый там металл (98%) и резко (до 75%) увеличил закупки урана. Китай быстро наращивает количество своих атомных реакторов. К 2030 г. их будет уже более 100. И это в перспективе может привести к снижению китайской заинтересованности в энергетическом сотрудничестве с Россией.
Идёт экспансия и в Туркмении. Предоставляя кредиты, Китай выторговал для себя исключительные права на добычу и экспорт туркменского газа. В Казахстане и Туркмении вводятся в строй мощные нефте- и газопроводы. Видят ли их в нашем «Газпроме»? Анализируют ли в этой связи перспективы проекта «Сила Сибири»? Не вполне ясны последствия реализации проекта «Шёлковый путь» и для российской Транссибирской магистрали. Она может лишиться части грузов.
Сегодня товарооборот Китая в странах Центральной Азии уже более чем в 3 раза превышает российский. И всё чаще возникают беспокоящие вопросы. Да, имеется перечень из почти 60 совместных российско-китайских проектов с предполагаемым объёмом инвестиций в 20 млрд долл. Но почему эти проекты почти исключительно в области добывающей промышленности? Не просматривается ли здесь опасность использования Китаем нашей страны исключительно как сырьевого партнёра?
В ходе переговоров с Китаем подтверждается и информация о жёсткости выставляемых условий: о существенной доле в собственности, нередко - контрольном пакете акций. Оговаривается обязательная доля вывоза добываемого сырья для дальнейшей переработки в Китае, привлечение китайской рабочей силы и использование китайского оборудования. Важно не переоценивать видимые соблазны и не закрывать глаза на скрытые опасности. Иначе под угрозой может оказаться понятие равноправного партнёрства, о необходимости соблюдения которого В. Путин говорил и на Пекинском форуме.
* * *
Китайские иероглифы в проекте «Один пояс - один путь» на схемах и картах выглядят крайне соблазнительными. Впечатляют и контуры, и масштабы, и грядущие выгоды. Но скептики напоминают: так же соблазнительно для России выглядели и соглашения с Японией 1960-1980-х гг. Тогда в обмен на японские кредиты Москва дала возможность японским компаниям по невысоким ценам вывозить с Дальнего Востока лес, уголь и получать дешёвый газ. Помогло ли это нашему развитию? Дальний Восток по-прежнему стагнирует.
Полезно помнить, что у нас уже был исторический опыт «великой дружбы» с Китаем. Закончился он, как известно, весьма печально. К счастью, не трагически. И с учётом этой памяти, мне кажется, нам нужно почаще вспоминать, что Россия исторически, политически, цивилизационно и культурно ближе прилегает к Европе, к её ценностям и её правовым основам. Любуясь китайскими иероглифами, не следует забывать и о латинице.
Вячеслав КОСТИКОВ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть