Авария с участием заслуженного артиста РФ Михаила Ефремова, жертвой которой стал житель Рязани Сергей Захаров, заставила вспомнить эпизод, происшедший с Владимиром Высоцким. Случилось это буквально за несколько месяцев до гибели главного барда Советского Союза.
«Володя гонит на скорости двести километров в час, не обращая внимания ни на светофоры, ни на перекрестки»
Свой последний Новый год Высоцкий встречал на даче в шумной компании вместе с женой Мариной Влади и друзьями, среди которых были актер Всеволод Абдулов и главный администратор Театра на Таганке Валерий Янклович.
Вечером 1 января Абдулов и Янклович собрали возвращаться в Москву, и Высоцкий вызвался их отвезти. Марине Влади он сказал, что довезет друзей только до трассы, но в действительности поехал в столицу. Вот что вспоминал Абдулов: «Мы выехали, темное шоссе, Володя ехал очень плохо. Я начал скандалить в машине. Володя немного сбавил скорость. (Он очень по-разному водил машину, это зависело от его состояния.) А потом мы въехали в Москву...»
«Мы садимся в машину (Сева и девушки поехали тоже), и Володя гонит на скорости двести километров в час, не обращая внимания ни на светофоры, ни на перекрестки, — рассказывал Янклович. — На Ленинском проспекте, прямо напротив Первой Градской больницы, машина врезается в троллейбус. Сева ломает руку, у меня — сотрясение мозга. Сам Володя невредим».
Двоюродный брат Абдулова Владимир Шехтман, приехавший после звонка Высоцкого, рассказывал: «Гололед, да еще со снежком. Они ехали на маленьком „Мерседесе“, Володя гнал. Сева сидел рядом, Валера и две девушки — сзади. И когда Володя понял, что не вывернет, — бросил руль и обхватил Севину голову руками. Закричал: „Ложитесь! Погибаем!“ И они врезались в троллейбус... Почти сразу же подошла машина ГАИ. Они „шли“ за „Мерседесом“... И один „гаишник“ другому еще говорил: „Смотри, как гонит. Наверняка разобьется!“».
Янклович и Абдулов после случившегося оказались в больнице. И вот еще интересные слова Шехтмана о том дне: «У Первой Градской все еще стоит машина дежурного по городу. Обычно он выезжает „на смерти“. Володя в лихорадочном состоянии: „Надо съездить в ГАИ, отвезти пластинку“. Съездили, отвезли... Но все равно дело об аварии завели».
Кумир народа в погоне за «дозой»
Практически во всех воспоминаниях о Высоцком говорится о том, что он очень любил быструю езду и, мягко говоря, не всегда соблюдал правила дорожного движения. Причем говорится об этом едва ли не с восхищением — мол, жил на разрыв аорты.
Но 1 января 1980 года Высоцкий каким-то чудом не стал убийцей. То, что в этой аварии никто не погиб, исключительно счастливое стечение обстоятельств.
Почему же Высоцкий в тот день так рвался в Москву? Дело был не только в желании помочь друзьям. Вот еще одно воспоминание Валерия Янкловича о том новогоднем дне:
«Володя подходит ко мне и говорит:
— Скажи Марине, что тебе срочно надо в Москву.
И я понимаю, что ему самому нужно в Москву — кончилось „лекарство“...»
А сразу после ДТП, по его словам, происходит следующее: «Подъезжает „скорая“. Володя пересаживает нас в машину скорой помощи, а сам на десять минут уезжает на такси. Через десять минут, просветлевший, появляется в больнице — поднимает на ноги всех врачей! Мне делают уколы, Севе вправляют руку...»
Что за «лекарство» и куда вдруг уезжает Высоцкий после аварии? Все просто и страшно — «лекарством» люди из ближнего круга барда называли наркотики. 1 января Владимир Семенович, которого «ломало», летел на своем «мерседесе» в столицу за дозой. И после ДТП быстренько съездил к знакомым медикам, которые сделали ему нужный укол. К началу 1980 года Высоцкий — человек, тяжело больной наркоманией и алкоголизмом. Разрушение личности идет полным ходом. Но он не просто наркоман, а наркоман с большими связями, знающий, что в состоянии замять практически любое дело, и потому уверенный, что ему позволено больше, чем всем остальным.
Зная безграничную любовь народа к Высоцкому, нет сомнений, что, если бы 1 января 1980 года в той аварии он убил несколько человек, ему все равно бы находили оправдание. Списывали бы происшедшее на козни КГБ, на неполадки в автомобиле, на что угодно — лишь бы не признавать печального факта падения кумира. Владимиру Семеновичу Высоцкому повезло — он не забрал чужую жизнь. А в июле 1980 года его не стало.
Пьянство не порок, а достоинство?
История с Высоцким является ярким примером отношения народа, а также людей, облеченных властью, к известным творческим личностям. За их талант им готовы прощать «маленькие слабости». А «слабости» становятся все больше и больше, в итоге ставя кумира на край пропасти.
Артист Ефремов с концепцией «Все равны, но некоторые равнее» знаком с детства. Его отец, великий Олег Ефремов, с легкостью открывал дверь в кабинеты самых больших «шишек» и решал все свои проблемы и затруднения. Ефремов-старший в профессии был куда ярче, чем сын, и позволял себе значительно меньше. Хотя и в его биографии есть не самые презентабельные страницы.
А за Михаилом Ефремовым дурная слава тянулась с молодости. Дошло до того, что в 1990-х родной отец выставил сына из МХАТа — как признавался впоследствии Михаил Олегович, за дело.
У Михаила Ефремова много ярких ролей и в театре, и в кино, но при этом его визитной карточкой стал порок. Алкоголь и истории, связанные с последствиями его употребления, следуют за артистом десятилетиями. В какой-то момент режиссеры махнули рукой и стали предлагать Михаилу Олеговичу роли пьющих героев. В итоге Ефремов, образно говоря, превратился в «заслуженного алкоголика Российской Федерации».
Парадокс: пьянство не лишило его карьеры, а принесло новый успех и большие финансовые возможности.
Ефремову все сходило с рук — дебоши на фестивалях, мат со сцены в адрес зрителей во время спектаклей, пьяные перформансы в адрес полицейских на улицах. Популярность превратилась для него в оберег, позволяющий безнаказанно творить любую дичь.
Список невиновных
Среди отечественных звезд не считается зазорным нарушать ПДД и даже немного этим бравировать. У каждого второго известного артиста в интервью проскакивает что-то вроде: нарушил, остановили, узнали, попросили автограф, отпустили. Такое отношение заставляет творцов заступать за рамки позволенного раз за разом, пока не происходит что-то чрезвычайное.
В 1997 году актер Виктор Косых, знаменитый Данька из «Неуловимых мстителей» и Костя Иночкин из «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», на своем автомобиле врезался в летнее кафе. В результате этого пострадали три человека, один позже скончался в больнице. Актёр был оправдан.
В 2011 году драматург и телеведущий Эдвард Радзинский, управляя автомобилем Volvo XC90, выехав на полосу встречного движения, спровоцировал ДТП с Nissan X-Trail, в результате которого погибла 24-летняя девушка. Дело растянулось на три года и 2014 году было закрыто по амнистии в честь 20-летия Конституции РФ.
Наверное, в каждом из этих случаев все было сделано по закону. Но не покидает ощущение, что пресловутая повязка с глаз Фемиды, когда речь идет о звездах, сползает.
Испорченные любовью
Случай Ефремова — очевидный и вопиющий. Человек, который годами злоупотреблял алкоголем и устраивал в этом состоянии всевозможные непотребства, в конечном счете сел пьяным за руль, и случилось то, что случилось. Наличие большого количества видеозаписей и свидетельских показаний позволяет сделать выводы о случившемся каждому.
Несчастный житель Рязани Сергей Захаров, обычный труженик, заботливый муж и отец, стал жертвой российской привычки боготворить творческих личностей, позволяя им нарушать установленные нормы. Новостные ленты изобилуют сообщениями о том, что того или иного певца или артиста задержали за рулем то пьяным, то обкуренным, то обнюханным. Как правило, «недоразумения» завершаются штрафами, которых состоятельные персоны даже не замечают.
Стремительное появление на месте ДТП коллег Ефремова по творческому цеху говорит о том, что они были уверены — их связи позволят в очередной раз выручить Михаила Олеговича. Но на сей раз все оказалось сложнее. Традиционный артистический цирк начался на следующий день, когда Ефремова едва ли не умоляли отправиться на допрос, а он вызывал одну «скорую» за другой, ссылаясь на свое плохое самочувствие. Вечером в ток-шоу коллеги актера заговорили о происшедшей с ним трагедии и стали призывать к милосердию. «Трагедия Михаила Ефремова» — это просто красивый фантик, за которым скрывается порок, усугубленный ощущением безнаказанности.
Российский народ чрезмерно избаловал свою творческую интеллигенцию, слишком берег ее. Она и сегодня убеждена, что актера Ефремова, лишившего жизни человека, нужно судить как-то иначе, чем обычного гражданина. Прошлый опыт добавляет творцам уверенности в своей правоте.
Как сложится на этот раз, покажут ближайшие месяцы.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть