2203

В землю или в инфраструктуру? Куда лучше вкладывать бюджетные деньги

№ 17 от 26 апреля 2016 года 26/04/2016

 

Не является ли эта структура расходов устаревшей, учитывая проблемы в экономике и заявления руководства страны о необходимости перехода на инновационный путь развития? В целом, как структура расходов бюджета влияет на развитие страны?

17_07_03Комментирует Антон БОЛТОЧКО, эксперт по экономике ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб»:

- Для ответа на этот вопрос лучше брать за основу консолидированный бюджет (республиканский плюс местные бюджеты). Согласно консолидированному бюджету на 2016 год самые крупные статьи расходов - общегосударственная деятельность (23,9% всех расходов), образование (17,7%), здравоохранение (14,8%) и национальная экономика (14,8%). Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности, а также национальная оборона, в сумме занимают 10,1%.

Образование и здравоохранение - социальные статьи и оправдывают свой высокий уровень затрат, хотя вопрос эффективности их расходования остается открытым. Обеспечение спокойствия и безопасности граждан в условиях региональных конфликтов также заслуживает 10% бюджетного «пирога». Особое внимание нужно обратить на две оставшиеся статьи – «общегосударственная деятельность» и «национальная экономика».

Почти 8% бюджета по статье «общегосударственная деятельность» уходят на погашение внешнего госдолга. Учитывая, что мы таким образом расплачиваемся за неэффективно потраченные кредитные ресурсы в предыдущие периоды, ничего с этим сегодня не поделаешь, кроме критики правительства. А вот очередная трата (7,2%) на государственные инвестиционные программы и еще более 9% - на покрытие убытков от невозвращенных кредитов для белорусской промышленности и сельского хозяйства – еще одна  бессмысленная трата бюджетных средств.

Переориентация

- Учитывая сегодняшнюю ситуацию в белорусской экономике и достаточно быстро меняющуюся конъюнктуру внешних рынков, необходимо повышать гибкость нашей экономической системы. Теоретические исследования и практические примеры показывают, что государство чаще совершает инвестиционные ошибки, что приводит к полным или частичным потерям вложенных средств. Например, цементная отрасль Беларуси получила немногим более $1 млрд с надеждой выйти к 2015 году на объем производства в 9,5 млн тонн в год и экспорта в 4,3 млн тонн, однако по итогу 2015 года, согласно данным Минфина, чистый убыток трех основных производителей цемента в стране превысил сотню миллиардов белорусских рублей.

Соответственно, фискальные органы должны максимально сократить нагрузку на отечественные предприятия всех форм собственности, а также сократить расходы на поддержку убыточных государственных предприятий. Уменьшение налогов может привести к большим объемам поступлений в бюджет от ведения хозяйственной деятельности за счет увеличения количества работающих предприятий и повышения их эффективности. Нужно менять приоритеты и в расходах по отраслям нацэкономики. С 1994 года мы закопали в землю, инвестируя в сельское хозяйство, десятки миллиардов долларов, однако оно остается самым убыточным сектором экономики.

Лучше переориентировать эти средства на создание той инфраструктуры, которая будет создавать условия для частных инвестиционных проектов: строительство дорог, электросетей нового поколения, высокоскоростного Интернета и т.п. Такая практика применялась во многих странах, где впоследствии наблюдался быстрый экономический рост. А ведь Беларуси нужно расти не на 1-2% в год, а как минимум на 5-7%.

 

 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно