572

В помощь жильцам. Несколько советов от председателя ТСЖ

"Аргументы и факты" в Беларуси № 29. Делу время, потехе час 18/07/2023

Нина Мордик, председатель правления товарищества  собственников жилья, Минск:

- Я, как председатель правления товарищества собственников, ежедневно сталкиваюсь с различными вопросами в сфере ЖКХ. Поэтому решила поделиться своими мыслями.

ЖКХ – сфера деликатная, социально чувствительная, регулируемая многочисленными нормативно-правовыми документами и подзаконными актами. Простому человеку сориентироваться во всех нюансах очень сложно: можно запутаться в специфических документах, когда зачастую к существующим разъяснениям нужны дополнительные разъяснения. Без специального образования и опыта трудно справиться с применением всех норм законов на практике.

Но жилье – самый дорогой актив, которым владеет человек. Кто ему поможет правильно управлять жильем, содержать его, исключая риски? Очевидно, что есть необходимость в разработке методологий и инструкций, которые должны быть системными. Жильцам важно использовать простые и понятные рекомендации – это поможет прекратить многие жалобы и снизить поток обращений. Поэтому необходимо уделить серьезное внимание разработке программных документов, методологий, инструкций, приложений, справочников и др.

Как себя вести?

Четверть века назад был принят Закон о совместном домовладении. Наша страна едва ли не первой в СНГ приняла его. За этот период могли быть изданы тома инструкций, пособий, разъясняющих кому и как себя вести в совместном домовладении с целью соблюдения гражданами порядка, в частности, как заселяться в новостройки и содержать их. Однако пока нет подобной литературы и никакого сопровождения в помощь жильцам. А когда есть разночтения, разные оттенки толкований и трактовок нормативных актов, то это приводит к вседозволенности. Но если руководитель (ТС, ЖСПК, КУП ЖКХ, управляющей компании) хочет и может безупречно выполнить все требуемые работы по содержанию общего имущества, то ему мешает в этом ряд препятствий, например, жесткие условия, когда нет никаких исключений из правил, поэтому он может стать заложником ситуации.

Из разговоров с людьми делаю вывод, что им сегодня трудно разобраться, как работает система ЖКХ. «Жировки» жильцам сложно расшифровать. Поэтому, на мой взгляд, очень важна цифровая трансформация всей системы, чтобы все было прозрачно и максимально доступно и понятно.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

• Необходимо разработать Положение об уполномоченном лице, назначаемом по решению администрации района в ТС, ЖСПК. Важно, чтобы уполномоченное лицо обладало всеми правами, обязанностями и ответственностью председателя правления ТС и ЖСПК. А пока уполномоченное лицо не имеет таких полномочий, это порождает жалобы и безвластие в ТС.

• Нужно уделить внимание информированности, которая относится к важнейшим факторам в работе ЖКХ. От донесения своевременной и качественной информации зависят многие события в жизни собственников жилья. То есть чем больше информирован собственник о деятельности ТС и ЖСПК, тем оперативнее будут решаться поднимаемые вопросы, тем меньше будет жалоб и обращений.

• Важно прописать в законе обязанности собственника, начиная с подписания договора о создании ТС застройщиком. Этот договор должен быть действующим, тогда социальное иждивенчество не будет процветать в ЖКХ.

• У детей сызмальства нужно формировать навык заботиться о своем доме, иначе они будут жить по принципу, что им кто-то «должен» содержать в порядке места общего пользования, оборудование, лифты и др. 

 

Оставить комментарий (0)