982

«Генералы песчаных карьеров». Взгляд двух поколений

Кадр из фильма
Кадр из фильма Кадр из фильма

О, если б мне хоть раз набраться сил,
Вы дали б мне за все ответ.
Откройте двери, люди, я ваш брат,
Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.

В СССР  огромную известность имели книги великого бразильского писателя Жоржи Амаду. Особую популярность приобрела его книга «Капитаны песка». А пришла она после выхода на экраны в США в 1971 году фильма «Генералы песчаных карьеров». Хотя в США, к сожалению, этот фильм был только в ограниченном прокате и не пользовался широким успехом из-за своей просоциалистической направленности. В СССР же фильм получил премию на Международном московском кинофестивале и в 1974 году вышел в широкий прокат. Действие картины переносит зрителя в Бразилию. В среду беспризорных детей, которые в поисках еды вынуждены рыться в отбросах на помойках.  Чтобы уйти от одиночества, они сбиваются в стаи, которые доставляют богатым жителям массу проблем. Пристанище команда находит себе среди песчаных дюн на берегу океана. В народе их прозвали «генералами песчаных карьеров».

Молодые люди готовы жёстко отстаивать свои интересы и бороться за каждый кусок хлеба. Но они – мальчишки, подростки. У них есть сердце, в котором живёт желание любить и быть любимыми. К стае беспризорников присоединяются девушка Дора и ее брат, которых после смерти родителей родственники выгнали на улицу. Дора становится бездомным детям матерью и сестрой. Один из беспризорников Педро Пуля влюбляется в Дору, и она отвечает ему взаимностью. В конце фильма девушка умирает от опасной болезни.

В фильме много эпизодов, которые были по достоинству отмечены критиками, зрителями. Например, оператор  так поразительно выстраивает кадр, что просто замираешь от восторга — одно только «превращение» милого юного личика невесты Доры в изрезанное морщинами лицо старухи чего стоит! А «замирающие» кадры? Какая потрясающая нарезка! Конечно, без музыки Луиса Оливейры половина впечатления была бы потеряна.

И вот тут самое обидное. Композитор Оливейра в итоге «проиграл» легенде бразильской музыки — Доривалу Каимми (в фильме он появляется в роли рыбака, поющего с «генералами» у постели умирающей девушки: «Дора, о, Дора!...» ). Именно его «Марш рыбаков» стали распевать и на эстраде, и во дворах. Причём оригинального текста практически никто не знал. В 1990-е годы «второе дыхание» обрела перепетая на русский язык песня из фильма «Я начал жизнь в трущобах городских», хотя в оригинале она про рыбаков, а не про беспризорников. Возможно, многие слышали эту песню в исполнении группы «Несчастный случай» и в фильме «Бригада».

Поколения 60-80-х годов  очень любили этот фильм! Сколько слёз было пролито, сколько мыслей передумано… Может быть, потому что в памяти были ещё живы детские дома, в которых находились после войны сироты павших. И сладкой их жизнь не назовёшь. Мы, жители СССР, это успели увидеть.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма

И вот на просторах Интернета я вдруг встречаю отзывы о фильме представителей нового поколения, молодежи.  По их мнению, фильм, несмотря на хорошую идею и прекрасный роман Жоржи Амаду, показался им бездарным. Они не могли понять, чем же так восхищались их мамы и папы? «…Неужели этот весьма посредственный фильм произвёл тогда на них такое неизгладимое впечатление, что стал культовым?!»  Эти слова вызвали у меня странные чувства.  Переживаю, что мы потеряли связь с нынешним поколением. Это страшно. Ведь компромисс должен быть во всём. И уважение к мнению людей, представляющих другое поколение, тоже должно присутствовать. И мне кажется, что дело даже не в самом фильме. Дело в том, что мы воспринимаем картину по-разному. Сейчас ведь другое время, другой кинематограф, у зрителей поменялся менталитет. Да и ценности стали другими. Для тех, кто вырос на этом фильме, «Генералы песчаных карьеров» останутся шедевром. Для  современных зрителей эта картина, скорее всего, представляет меньше интереса. Но считаю, что вечным может быть только настоящее искусство, к которому этот фильм с полным правом можно отнести. Может быть, он вошёл в советскую историю, но не вошёл в историю мирового кинематографа? Всё может быть. Нельзя же дважды войти в одну и ту же реку. А эта река в данном случае, как оказалось, разделяет целые поколения…

Виктор ПРОКОПОВИЧ, Минск

Оставить комментарий (0)