9214

Коллектив минского ТЮЗа - против репертуарной политики нового директора

Общее собрание трудового коллектива и профсоюзной организации, на котором присутствовали 89 человек, состоялось 25 января.

Как рассказала «АиФ» заведующая литературно-драматургической частью Театра юного зрителя Жанна ЛАШКЕВИЧ, Николай Казюлин был назначен на пост директора недавно - после смерти прежнего директора Юрия Кулика. «Коллектив ждал, что назначат руководителя, разбирающегося в экономических и хозяйственных вопросах, а новый директор, имеющий опыт работы в театре эстрады и руководивший Домом культуры, решил изменить репертуарную политику театра и сделать ставку на массово-развлекательные постановки, - рассказывает Жанна Лашкевич. - Но, как говорил классик, плох тот театр, который способен только развлекать. В белорусской столице достаточно развлекательных центров. А у театра для детей иная задача: мы хотим, чтобы дети, побывавшие на наших спектаклях, начинали читать книги, учились думать…» Кроме того, с приходом нового театра у сотрудников понижены зарплаты, которую стали задерживать и выплачивать частями, реконструкция театра остановилась, документы на изменение статуса театра на «академический» не продвигаются...

«Художественный руководитель ТЮЗа Владимир Савицкий знает, куда он ведёт театр и отвечает за него. Чтобы объединить труппу в одном спектакле, чтобы использовать и показать все возможности новой сцены и удивить зрителя, к постановке была предложена «Синяя птица» М.Метерлинка, мировая классика, которую директор Н. Казюлин назвал «продуктом западноевропейской культуры с очень сложным философским подтекстом». Почему В.Савицкому не дают сделать эту программную постановку?» - задает вопрос заслуженная артистка Беларуси Лариса Горцева.

Артисты признаются, что постановка «Синей птицы», которая идет на многих знаменитых сценах, - это пятилетняя мечта всего театра: спектаклем хотят удивить зрителей в отремонтированном театре. На собрании отмечалось, что директор предлагает взять деньги, предназначенные на новые спектакли, и восстановить на них спектакль «А зори здесь тихие…», который давно отыгран. При том, что спектакль был большим, объёмным, со множеством декораций и костюмов, которые уже списаны, со множеством действующих лиц, исполнителям которых заново придётся учить роли. То есть, фактически, во второй раз поставить тот же самый затратный спектакль…

Заслуженный артист Беларуси Леонид Улащенко констатировал, что за два месяца своей работы в театре директор - Николай Казюлин - имел смелость заявить о том, что он знает, куда будет вести театр и что он будет делать с театром: «При этом никто из членов коллектива не знает, какое профильное образование имеет директор, а об опыте его работы можно судить только по представлению руководства из Мингорисполкома. В беседах, на которые сотрудники и артисты вызывались в директорский кабинет, директор рассказывал о своей семье, пел песни, но никогда не касался профессиональной деятельности».

tuz2
Сцена из спектакля минского ТЮЗа

Без худрука

В театре остро переживают и то, что директор намерен сократить должность художественного руководителя ТЮЗа, которую сейчас занимает Владимир Савицкий.

Заслуженная артистка Беларуси Вера Кавалерова отметила, что Владимир Савицкий не намерен оставлять коллектив, полагаясь на волю его общего собрания. И только если общее собрание постановит, что театр и коллектив не нуждаются в художественном руководителе, он их покинет. «Пока в театре есть художественный руководитель, он не зависит от директора театра и актёры защищены его присутствием. Как только должность худрука убирается, как только он становится главным режиссёром, директор в любой момент может прервать с ним договорные отношения и поставить под удар артистов, спектакли, выполнение плана», - считает Вера Кавалерова.

Заслуженная артистка Беларуси Лариса Горцева задаётся вопросом: какая надобность сокращать должность художественного руководителя именно сейчас, когда контракт с Владимиром Савицким подписан до апреля 2015 года? Вновь назначенный директор Николай Казюлин, по мнению Ларисы Горцевой, не понимает, что главное в театре – артисты, всё делается для них, потому что остальные службы без артистов не составят театра.

В свою очередь актриса Татьяна Рожавская выразила убеждение: общее собрание хочет, чтобы, директор Н.Казюлин не сокращал должность художественного руководителя и не трогал самого художественного руководителя В.Савицкого, который прошёл с коллективом через все беды, сохранил труппу, репертуар и приумножил зрителя. Т. Рожавская подчеркнула, что «хочет жить по традициям, с чувством собственного достоинства, хочет, чтобы ею руководил человек адекватный, которому она доверяет, с которым она готова идти до конца».

Молодые артисты, большинство из которых пришли в ТЮЗ, чтобы работать с личностью - художественным руководителем Владимиром Савицким - готовы уйти из театра вместе с ним.

1353099507_belorusskiy-tyuz-minska-2
Сцена из спектакля минского ТЮЗа

Все-таки выселят?

Шесть лет коллектив ТЮЗа находится в очень сложных условиях работы на арендованных площадках, пока в здании театра на ул. Энгельса, 26 идет ремонт.

Вера Кавалерова напомнила о слухах, которые ходили несколько лет назад, когда театр выселяли на время ремонта: говорили, что здание театру не вернут, потому что в нём будет детский развлекательный центр. Шесть лет театр не работает на своей площадке. Выросло поколение минчан, которое не знает, что такое театр вообще и где находится Театр юного зрителя в частности.

Как резюмировала Жанна Лашкевич, даже, работая на арендованных площадках, ТЮЗ перевыполняет план:

- Театр, что показательно, приобретает новых зрителей, которые даже не бывали в здании на Энгельса, 26. Это общая заслуга коллектива театра и художественного руководителя. Когда же собираются открывать отремонтированный театр, нам никто ничего не говорит.

Что будет?

Коллектив Театра юного зрителя надеется, что выше изложенные проблемы будут услышаны и решены, в связи с чем обратился с письменным обращением в Министерство культуры Беларуси и Администрацию президента о рассмотрении сложившейся ситуации и урегулировании вопросов дальнейшего развития театра.

 

В ТЕМУ

Если зайти на форум ТЮЗа и почитать комментарии благодарных зрителей, становится понятно, как детям и родителям нравятся спектакли, которые сегодня есть в репертуаре театра. Приводим некоторые из них (с сохранением авторской пунктуации)

Анна, 26.10.2012:

Таких "Белоснежек" ещё нигде не видела! Очень оригинально. Злая королева, которая научилась обманывать волшебное зеркало и торговать своей красотой! Белоснежка, которая знает лес,ходила на охоту через болото и не боится никакой работы, а ещё разбирается в нитках, дырки зашивает! Ну и гномы, конечно. Очень остроумно - большие гномы, ведь на сцене нельзя уменьшить артистов. Да ещё заставляют младшего есть суп и кашу, чтобы расти большим! И ещё очень понравились песни - и песня гномов, и Белоснежки, и даже королевы - давайте, несите! Я пишу от имени двух детей, своего сына и его друга, нашего соседа. Мальчикам пять и шесть лет, и сейчас они играют в "великих гномов и Румзу". Спектакль им очень понравился, не помешало незнание белорусского языка, правда, слова некоторые переспрашивали.Спасибо театру за спектакль!

Людмила, 14.11.2012:

На "Беласнежцы" асабліва заўважна, як тэатру не хапае абсталявання для сцэны, каб рабіць магічныя пераўтварэнні, фокусы, каб акцёры маглі узлятаць альбо знікаць. Так цікава ўсё прыдумана, такія цудоўныя песенькі і гномы,а магічных сродкаў для сапраўднай чороўнай казкі не хапае. Нягледзячы на гэтую нястачу, нашым дзеткам, а мы хадзілі з сяброўкаю і яе сынам, спектакль вельмі спадабаўся. Мой хлопчык большы, яму сем гадоў, казку пра Беласнежку ведае на памяць, глядзеў з цікавасцю. Нам вельмі дапамагло веданне нашай мовы. Мы часта чытаем па-беларуску, нават "Хобіта" і "Віню-Пыха" купілі. Побач дзеткі тройчы перапытвалі ў бацькоў "а что он сказал", мне было нават няёмка, то я ім ціха пераклала. Вы ў тэатры малайцы, трымаецеся, працуеце якасна, добра. Перадаем асабістыя прывітанні вялікаму гному Разумніку і вялікаму гному Румзу, а таксама Беласнежцы. Шчыра дзякуем за спектакль!

Алена, 16.11.2012:

Беларускую мову на дзіцячых спектаклях так прыемна слухаць! Добрае маўленне, добрыя пераклады, без калек, без штучных канструкцый, натуральна, мілагучна. Мае школьнікі (трэці клас, сем чалавек) упадабалі зварот да Беласнежкі "паненка", цяпер хлопчыкі так называюць аднакласніц. Увогуле пад час спектакля для маіх дзяцей адбыўся сапраўдны ўрок беларускай мовы, за які вельмі дзякуем артыстам і артысткам, Беласнежцы - Таццяне Гуляевай, Каралеве - Таццяне Ражаўскай, Прынцу - Аляксандру Гладкаму, а таксама ўсім-усім гномам без выключэння! Таксама спадабаўся ўрок арыфметыкі для самых маленькіх, калі гном Балбатун лічыў па парадку ўсіх пасля буры. Яшчэ раз - дзякуем!

Алена і Анатоль, 21.11.2012:

Дачка ўгаварыла паглядзець "Беласнежку" другі раз. Гэта лепш за што іншае сведчыць на карысць захадаў вашага тэатра. Дзякуем!

Stefania, 31.03.2013:

Малайцы! Вясёлы, дынамічны спэктакль. Дачцэ 5 год, а яна ўсё разумела і перажывала. Цудоўна, што на беларускай мове.

Andrus, 29.01.2011:

Паглядзелі сёння са старэйшым сынам (6,5 год)"Брыка і Шусю". Вельмі спадабалася! Дзякуй вялікі ўсяму творчаму калектыву!!!

Акрамя ўсяго, я быў проста ў захапленні ад музыкі!!! Падкажыце, калі ласка, дзе магчыма набыць дыскі "Маланкі Аркестру!:)

Калі вы не супраць, хацеў бы пакінуць і некалькі зусім маленькіх:) крытычных заўвагаў, датычных самой пастаноўкі.

1) Дыялог пра сяброўства і некалькі іншых прамаўляюцца акторамі даволі ціха і не зусім выразна.. Седзячы на 6 шэрагу нават мне, даросламу беларускамоўнаму гледачу, было складана разабраць, пра што ідзецца гаворка.. Магчыма, варта было б таксама перагледзець і тэксты гэтых дыялогаў, крыху спрасціць іх і скраціць, зважаючы на ўзрост асноўнае аўдыторыі..

2) Хацелася ўбачыць паболей рухаў, паболей "прысцібак", "разыначак" - маленства замірала, калі акторы каталіся на самакаце, пускалі мыльныя бурбалкі, гарэзавалі.. Гэта было так нечакана, так файна! Пра сур'ёзныя рэчы з 5-гадовай дзятвой магчыма размаўляць толькі на такой мове))

3) На мой погляд, крыху скамечанай была канцоўка спектаклю.. Можа, падумаць яшчэ, "пакрэатывіць", каб дзятва і іх бацькі ахнулі, засмяяліся ці замаркоціліся крыху.. Але каб была чэтэльная кода. На мой погляд, гэта важна..

А наогул, яшчэ раз вялікі сардэчны дзякуй і спадарыні Таццяне, і спадару Ягору, і ўсяму яскраваму і таленавітаму творчаму калектыву!!!

natika, 22.02.2011:

В воскресенье , 20 февраля, ходили на спектакль "Брык и Шуся шукаюць лета". Хочется сказать огромное спасибо за такой чудесный спектакль. Один из тех спектаклей, который хочется посмотреть еще не раз.
Правда, я как филолог-белорусовед некоторый фразы построила немного иначе. Особенно у Вароны. Но эта чисто мое мнение.
Главное - дети в восторге!!!! Весь понедельник спектакль в классе обсуждали!!!!

Gabbana, 08.06.2011:

Ёсць меркаванне, што спектакль з цягам часу робіцца цікавейшым. Мы з сынам глядзелі яго ўвосень, але паглядзелі другі раз і другі раз пайшлі задаволеныя. Хутчэй бы ўжо вы вярнуліся ў свой будынак, бо ўяўляю, якой была в гэтая казка на сапраўднай сцэне.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно