Автовладельцам сложно купить новые машины, они платят налог за проезд по городу, и их безжалостно штрафуют.
27-летний Сун Хэймай страшно рад - еле на ногах стоит. Кажется, он даже немного «принял на грудь» в честь прекрасной новости. Час назад этот житель Пекина вовсю позировал фотографам и объяснял, как счастлив, - ведь скоро он сядет за руль собственной машины. «Просто повезло, - говорит будущий водитель. - Я не рассчитывал, что получу приз, и все мои родственники отказывались верить». Сун Хэймай стал одним из нескольких тысяч победителей государственной лотереи в Пекине, дающей право… получить автомобильный номер. Только после этого в столице КНР можно поехать в автосалон и приобрести средство передвижения: в свободной продаже номеров отныне нет. Ежегодно лотерея выдаёт 10 тыс. номеров, хотя количество желающих - в пятьдесят раз больше. Ограничение автомобильного движения в России - это цветочки, в Китае с пробками борются без сантиментов, драконовскими методами. Обозреватель «АиФ» попытался разобраться: насколько это и в самом деле помогает в борьбе с заторами?
Запрет для грузовиков
- Последней каплей стали события 2010 г., когда в Пекине образовалась гигантская 100-километровая пробка, рассосавшаяся только через 9 дней, - рассказывает обозреватель телеканала CCTV Ван Лао. - Это событие вошло в Книгу рекордов Гиннесса, были уволены десятки чиновников, а китайские власти приняли решение: подобная катастрофа не должна повториться. Ведь наше население составляет почти 1,5 млрд человек. Представьте, если хотя бы 10% захотят явиться в Пекин на личном транспорте - случится полное безумие. И столица КНР, и Шанхай, и прочие города-миллионники погрязли в пробках, люди 3 часа ехали на работу и потом 3 часа домой, но при этом упорно отказывались пересаживаться на метро, ведь машина - это престижно. Правительство объявило об инвестировании 500 млн долл. в строительство новых развязок. Увы, было ясно - город они не разгрузят. Автомобилей в столице всё больше - никакие развязки не помогут.
После разговора я прошу китайского коллегу подкинуть меня до улицы Ванфуцзин, он краснеет, извиняется и разводит руками: согласно закону частные автомобили только 4 раза в неделю могут въезжать в центр Пекина. Скажем, в понедельник это запрещено тем, чей номер заканчивается на 7, во вторник - на 8, и так далее. На дорогах не видно фур и тяжёлых грузовиков - им разрешён въезд в столицу лишь с 23.00 до 6.00. Оправдания в духе «на минутку, нужно срочно разгрузить» здесь не работают. Машинам из других городов просто так приехать в Пекин нельзя: водителям следует заранее подать заявку в полицию по электронной почте и получить пропуск, иначе оштрафуют на 500 юаней (4250 руб.). Хотя, как заверили меня в мэрии столицы КНР, в какие-то периоды иногородним авто можно погостить в городе и без пропуска, но не в часы пик. «Будь у нас такая же вольница, как в крупных городах России, Пекин встал бы намертво, - мрачно заверяет чиновник городской администрации. - На вертолётах на работу бы добирались». Парковка - всюду платная и дорогая: минимум 120 руб. в час в пересчёте на нашу валюту. Отдельные полосы выделены для движения автобусов, другие водители боятся туда заезжать - штрафуют жесточайше, при втором нарушении сумма штрафа увеличивается вдвое. За движением следят тысячи видеокамер - шофёры называют их «драконы на шоссе».
Платный въезд в центр
- Люди сперва были крайне недовольны, - признаётся один из владельцев парка такси Хэпин Мянь. - Ты привык удобно сидеть за рулём, а тебе говорят: или плати, или пересаживайся на общественный транспорт. Но выбора не было. Число горожан в Пекине неуклонно увеличивается, количество машин - аналогично, стало модно иметь по автомобилю на каждого члена семьи. Ещё 5 лет, и мы жили бы не в городе, а в пламени преисподней. Когда ввели платные эстакады в Пекине, едва до революции не дошло: неужели в собственном городе в дальние районы добираться за деньги? Сейчас, если заметили, водитель такси сам спрашивает: вам как лучше, заплатить и сразу из центра по шоссе в аэропорт либо тащиться 1,5 часа с окраины по пробкам? В Пекине шесть транспортных колец, и скорость на них - 60-100 км/ч, в редких случаях падает до 30. Прежних чудовищных заторов больше нет. Да и экологическая обстановка улучшилась - прежде над мегаполисом висел сплошной смог.
Пекин разгрузили
В Пекине проживает 21 млн 705 тыс. человек. Тем не менее даже в часы пик ехать по Пекину хоть и сложно, но в «мёртвые» пробки я ни разу не попадал.
«Здесь машину иметь нет смысла», - признаётся бизнесмен средних лет - недавно он продал автомобиль и ездит в офис на велосипеде. Города по всей республике перенимают пекинский опыт: например, в Шанхае заменили лотерею аукционом: хочешь машину быстро - выкупи свой номер дороже. В Сиане ввели программу «Доберись до работы на метро» - бесплатный билет в подземку для каждого владельца автомобиля, оставившего утром свою машину в гараже.
Метод Китая, мягко говоря, специфичен. Опыт «управляемых» пробок в Пекине, наверное, не всем подходит, и вслепую его копировать не стоит. Но вот присмотреться, несомненно, следует.
Георгий ЗОТОВ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть