- Вы были автором статей про эффективную школу (на основе американского опыта). Один из ее отличительных признаков – климат высоких ожиданий от всех детей. Апологеты этой школы придерживаются мнения, что все дети – способные, независимо от социальных условий, генетики. И если что-то у них не получается, то вместо того, чтобы сортировать учеников на неудачников и отличников, педагогу надо менять свое преподавание. Многие ли белорусские педагоги сегодня готовы на такое: менять свое преподавание в угоду ребенку?
- Действительно, одним из индикаторов эффективных школ является демонстрация учителем, родителями высоких ожиданий от каждого ребенка. Ученику говорят: ты можешь лучше, у тебя получится, твои потенциальные возможности велики, ты сможешь! Для этого, скажем, тебе надо сделать то-то или то-то. Важно ребенку предоставить возможность выбора. Ученик видит, что его ценят, и изменяет свое отношение к учебе, самоопределяется на деятельность. Если на ученика «махнули рукой», то он не сможет достичь образовательных успехов.
Тенденция у нас положительная: все больше учителей на практике реализуют личностно-ориентированный подход, предполагающий, что не учитель, не учебный предмет, а сам учащийся находится в центре урока. Об этом свидетельствуют уроки, которые представляют учителя на различных конкурсах.
Критерий эффективности
- Вы уже давно в педагогике. Сформировали ли вы свои критерии эффективной школы?
- Такие критерии выявлены и за рубежом, и характерны для многих школ нашей страны. Это лидерство директора в образовательном процессе, когда он вникает в то, что происходит на уроках и факультативных занятиях. Должна быть общая и понятная цель для всего коллектива, упорядоченность функционирования, здоровая и безопасная среда, партнерские отношения с родителями, как уже упоминалось, демонстрация больших ожиданий от каждого ребенка, наличие у учащихся достаточного времени для выполнения заданий, возможность выбора учениками уровней изучения учебных предметов.
- А каким вы видите эффективного выпускника школы: с каким набором знаний, умений, моральных качеств?
- Такое видение важно иметь каждой школе. Идеальное представление о выпускнике является ориентиром для согласованной деятельности педагогического коллектива и родителей. Данная модель должна разрабатываться и формироваться всем педагогическим коллективом при участии родителей. В таком случае каждый учитель, воспитатель будет чувствовать свою причастность к общему делу. Задачи воспитания определяются на основе осознания противоречия между идеальным представлением о выпускнике и тем, что есть в реальности.
Для значительной части выпускников школ эффективность – это успешность на централизованном тестировании. Другим ученикам важно овладеть программным минимумом знаний и умений для образовательного и профессионального самоопределения, чтобы иметь ориентировочную основу поведения в мире людей, природы, техники и технологий.
Что касается нравственных качеств, то мне лично хотелось бы, чтобы выпускники школ всегда и везде демонстрировали культуру поведения, были «зелеными» (то есть экологически воспитанными), были способными ненасильственно решать проблемы, умели адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и менять жизнь к лучшему, были приверженными ценности «Родина» и др.
О философии и выборе
- Сегодня в России ведется оживленная дискуссия о целесообразности введения в школах философии. Приверженцы идеи уверены, что это повысит качество мышления, нравственности, образования в целом. Целесообразно ли преподавать философию в белорусских школах сегодня?
- Несомненно, такие предметы, как философия, психология, этика, экология и другие внесли бы определенный вклад в образованность выпускников. Однако их включение в учебный план общеобразовательного учреждения, на мой взгляд, нецелесообразно. Во-первых, перечень учебных предметов достиг «точки насыщения», и введение дополнительных привело бы к перегрузке или урезанию учебных часов на другие предметы. Во-вторых, элементы философских знаний ученики получают на уроках физики, истории, обществоведения, а экологических – на уроках биологии, физики и т.п. В-третьих, по перечисленным предметам возможно проведение факультативных занятий.
- У родителей начал просыпаться интерес к переходу детей на индивидуальный учебный план. Сможет ли он решить проблемы качества, безальтернативности школьного образования?
- В ст. 31 «Основные права обучающихся» Кодекса Республики Беларусь об образовании обозначено, что обучающиеся «...имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы».
Кодекс вступает в силу с сентября текущего года. Пока трудно судить о том, каковы будут рамки применения указанной нормы. По моему мнению, было бы хорошо помимо основного учебного плана предоставить возможность учащимся на третьей ступени общего среднего образования самостоятельно определять набор предметов и уровни их изучения.
Иноязычная среда
- В проекте программы социально-экономического развития на следующую пятилетку есть лозунг «Создадим школу, откуда выходит интеллектуальная молодежь, владеющая информационными технологиями и иностранным языком». Вам есть что к нему добавить?
- Умение работать с информацией и владение иностранным языком – две важнейшие из числа ключевых компетенции современного человека. Выпускники белорусских школ владеют компьютером, по крайней мере, на уровне пользователя. Стоит приветствовать меры, предпринятые правительством в отношении преподавания иностранных языков (увеличение числа недельных учебных часов до трех (а в гимназиях и лицеях - до пяти), деление классов на три подгруппы, требование реализации коммуникативного подхода в обучении и др.). Будут ли в результате этих мер выпускники говорить на иностранном языке, понимать иноязычную речь? Прогресс будет, но для решения поставленной задачи еще необходимо создать среду иноязычного общения. Трех учебных часов в течение недели здесь недостаточно. Желательны более широкие обмены школьников с учреждениями образования страны изучаемого языка, демонстрация по ТВ недублированных фильмов с субтитрами, активное участие учеников в международных телекоммуникационных проектах, проведение в школах и в системе дополнительного образования мероприятий на иностранном языке и др.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть