20931

Как сделать белорусскую школу эффективной?

№ 6 от 9 февраля 2011 года 09/02/2011

- Вы были автором статей про эффективную школу (на основе американского опыта). Один из ее отличительных признаков – климат высоких ожиданий от всех детей. Апологеты этой школы придерживаются мнения, что все дети – способные, независимо от социальных условий, генетики. И если что-то у них не получается, то вместо того, чтобы сортировать учеников на неудачников и отличников, педагогу надо менять свое преподавание. Многие ли белорусские педагоги сегодня готовы на такое: менять свое преподавание в угоду ребенку?

- Действительно, одним из индикаторов эффективных школ является демонстрация учителем, родителями  высоких ожиданий от каждого ребенка. Ученику говорят: ты можешь лучше, у тебя получится, твои потенциальные возможности велики, ты сможешь! Для этого, скажем, тебе надо сделать то-то или то-то. Важно ребенку предоставить возможность выбора. Ученик видит, что его ценят, и изменяет свое отношение к учебе, самоопределяется на деятельность. Если на ученика «махнули рукой», то он не сможет достичь образовательных успехов.

Тенденция у нас положительная: все больше учителей на практике реализуют личностно-ориентированный подход, предполагающий, что не учитель, не учебный предмет, а сам учащийся находится в центре урока. Об этом свидетельствуют уроки, которые  представляют учителя на различных конкурсах.

Критерий эффективности

- Вы уже давно в педагогике. Сформировали ли вы свои критерии эффективной школы?

- Такие критерии выявлены и за рубежом, и характерны для многих школ нашей страны. Это лидерство директора в образовательном процессе, когда он вникает в то,  что происходит на уроках и факультативных занятиях. Должна быть общая и понятная цель для всего коллектива, упорядоченность функционирования, здоровая и безопасная среда, партнерские отношения с родителями, как  уже упоминалось, демонстрация больших ожиданий от каждого ребенка, наличие у учащихся достаточного времени для выполнения заданий, возможность выбора учениками уровней изучения учебных предметов.

- А каким вы видите эффективного выпускника школы: с каким набором знаний, умений, моральных качеств?

- Такое видение важно иметь каждой школе. Идеальное представление о выпускнике является ориентиром для согласованной деятельности педагогического коллектива и родителей. Данная модель должна разрабатываться и формироваться всем педагогическим коллективом при участии родителей. В таком случае каждый  учитель, воспитатель будет чувствовать свою причастность к общему делу. Задачи воспитания определяются на основе осознания противоречия между идеальным представлением о выпускнике и тем, что есть в реальности.

Для значительной части выпускников школ эффективность – это успешность на централизованном тестировании. Другим ученикам важно овладеть программным минимумом знаний и умений для образовательного и профессионального  самоопределения, чтобы иметь ориентировочную основу поведения в мире людей, природы, техники и технологий.

Что касается нравственных качеств, то мне лично хотелось бы, чтобы выпускники школ всегда и везде демонстрировали  культуру поведения, были «зелеными» (то есть  экологически воспитанными), были способными  ненасильственно решать проблемы, умели адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и менять жизнь к лучшему, были приверженными ценности «Родина» и др.

О философии и выборе

- Сегодня в России ведется оживленная дискуссия о целесообразности введения в школах философии. Приверженцы идеи уверены, что это повысит качество мышления, нравственности, образования в целом. Целесообразно ли преподавать философию в белорусских школах сегодня?

- Несомненно, такие предметы, как философия, психология, этика, экология и другие внесли бы определенный вклад в образованность выпускников. Однако их включение в учебный план общеобразовательного учреждения, на мой взгляд, нецелесообразно. Во-первых, перечень учебных предметов достиг «точки насыщения», и введение дополнительных  привело бы к перегрузке или урезанию учебных часов на другие предметы. Во-вторых, элементы философских знаний ученики получают на уроках физики, истории, обществоведения, а экологических  – на уроках биологии, физики и т.п. В-третьих, по перечисленным предметам возможно проведение факультативных занятий.

- У родителей начал просыпаться интерес к переходу детей на индивидуальный учебный план. Сможет ли он решить проблемы качества, безальтернативности школьного образования?

- В ст. 31 «Основные права обучающихся»  Кодекса  Республики Беларусь  об образовании обозначено, что обучающиеся «...имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы».

Кодекс вступает в силу с сентября текущего года. Пока трудно судить о том, каковы будут рамки применения указанной нормы. По моему мнению, было бы хорошо помимо основного учебного плана предоставить возможность учащимся на третьей ступени общего среднего образования  самостоятельно определять набор предметов и уровни их изучения.

Иноязычная среда

- В проекте программы социально-экономического развития на следующую пятилетку есть лозунг «Создадим школу, откуда выходит интеллектуальная молодежь, владеющая информационными технологиями и иностранным языком». Вам есть что к нему добавить?

- Умение работать с информацией и владение иностранным языком – две важнейшие из числа ключевых компетенции современного человека. Выпускники белорусских школ владеют компьютером, по крайней мере, на уровне пользователя. Стоит приветствовать меры, предпринятые правительством в отношении преподавания иностранных языков (увеличение числа недельных учебных часов до трех (а в гимназиях и лицеях - до пяти), деление классов на три подгруппы, требование реализации коммуникативного подхода в обучении и др.). Будут ли в результате этих мер выпускники  говорить на иностранном языке, понимать иноязычную речь? Прогресс будет, но для решения поставленной  задачи еще необходимо  создать  среду иноязычного общения. Трех учебных часов в течение недели здесь недостаточно.  Желательны более широкие обмены школьников с учреждениями образования страны изучаемого языка, демонстрация по ТВ недублированных фильмов с субтитрами,  активное участие учеников в международных телекоммуникационных проектах, проведение в школах и в системе дополнительного образования мероприятий на иностранном языке и др. 

Оставить комментарий (0)