15 марта 1994 года была принята Конституция Республики Беларусь. О том, как это происходило, вспоминает Валерий ТИХИНЯ - депутат Верховного Совета БССР XII созыва, член-корреспондент НАН Беларуси, доктор юридических наук, профессор.
Работа над проектом ныне действующей Конституции началась 22 июня 1990 г. В этот день депутатами Верховного Совета XII созыва было принято постановление о создании Конституционной комиссии по разработке данного законопроекта.
- Его разработкой в белорусском парламенте занимались параллельно две рабочие группы, - рассказывает Валерий Тихиня. - Первая - во главе с Василием Шолодоновым, вторая - во главе с Виктором Гончаром. В июле 1991 г. на базе этих двух групп была сформирована единая рабочая группа под общим руководством Василия Шолодонова.
Несколько идей
В ходе напряженной работы в феврале 1992 г. был разработан первый вариант проекта Конституции, который после опубликования в СМИ вызвал огромный общественный резонанс: в адрес Конституционной комиссии поступило около 11 тыс. замечаний и предложений, связанных с данным конституционным законопроектом, от граждан, общественных объединений и политических партий. Второй (доработанный) проект Конституции был представлен в Конституционную комиссию Верховного Совета в августе 1992 г.
- Судя по всему, законопроект рождался в бурных спорах?
- В процессе обсуждения законопроекта некоторые статьи на пленарном заседании Верховного совета принимались с первого раза, другие (таких было большинство) - со второй-пятой попытки… Например, неудачей окончилась попытка депутата Верховного совета Олега Трусова вернуть столице Беларуси ее старое название - «Менск». Иногда одно удачно вставленное в текст законопроекта слово или предложение помогало депутатам найти разумный компромисс. Некоторые наиболее спорные статьи конституционного законопроекта предлагались для обсуждения в парламенте в двух-трех вариантах.
При обсуждении проекта Конституции острая борьба в Верховном Совете развернулась по институту президентства. По этому вопросу у депутатов парламента сформировалось три варианта решения:
- президент - глава государства и глава исполнительной власти;
- президент - глава государства, но не глава исполнительной власти;
- Беларусь - парламентская республика.
В результате длительных дебатов большинством голосов был утвержден первый вариант проекта Конституции.
Большие дебаты в Овальном зале вызвало и название белорусского парламента - «Верховный Совет». Депутаты от оппозиционной фракции БНФ предлагали дать парламенту иное название - «Рада». Объяснялось это тем, что в белорусском языке нет слова «советоваться», а есть понятие «раiцца». Следовательно, представительный и законодательный орган Беларуси должен называться Радой.
При повторном голосовании за название парламента «Верховный Совет» проголосовали 236 депутатов (при необходимом кворуме 230 голосов).
В Верховном Совете XII созыва весьма острая дискуссия развернулась относительно статьи 17 конституционного законопроекта о государственном языке. Депутат Владимир Грибанов, в частности, заявил, что если не придать русскому языку государственный статус, то начнется хаос.
Курьезы и драмы
Можно привести и курьезный случай, который имел место при обсуждении статьи 23 проекта Конституции. Данная статья предусматривала при определенных обстоятельствах возможные (допустимые) случаи ограничения прав и свобод граждан. При голосовании указанная статья проекта в Верховном Совете была «провалена». Ее автору вместе с некоторыми другими депутатами-юристами пришлось разъяснять своим коллегам, что указанная выше норма статьи 23 Конституции, по существу, повторяет аналогичную норму Всеобщей декларации прав человека, которая в свое время была ратифицирована Республикой Беларусь. Лишь после этого, при повторном голосовании, эта статья получила необходимое количество голосов в Овальном зале парламента.
В статье 1 проекта Конституции было записано, что Республика Беларусь - правовое государство. Автор данной статьи предлагал своим коллегам (депутатам Верховного Совета) не выдавать желаемое за действительное. Поэтому предлагалось изложить данную норму законопроекта в следующей редакции: «Республика Беларусь стремится к построению правового государства». Однако многие депутаты искренне верили, что правовое государство может быть построено в нашей республике через два-три года. Прав немецкий мыслитель Иоганн Гете, который в свое время заявил, что между провозглашением идеи и ее реализацией - дистанция огромного размера...
- В чем заключалось противостояние депутатов и председателя Верховного Совета?
- На тернистом пути принятия Конституции было немало драматических ситуаций. Когда в январе 1994 г. накал страстей при обсуждении проекта Конституции в Овальном зале парламента достиг своего апогея, председатель Верховного Совета Станислав Шушкевич (он сменил на этом посту в сентябре 1991 г. Николая Дементея) внес предложение учредить Конституционную Ассамблею в составе 300 человек, которая, по его мнению, должна была, минуя Верховный Совет, принять Основной Закон нашей страны. Многие парламентарии, включая и меня, расценили это как оскорбление, сделанное в адрес Верховного Совета, и подавляющим большинством голосов отказались от предложения Станислава Шушкевича. В общем, складывалась патовая ситуация… И все же выход общими усилиями депутатов был найден. Дело в том, что регламент Верховного Совета позволял депутатам проводить голосование путем подачи именных бюллетеней, с помощью которых законотворческий процесс мог быть значительно ускорен. Это предложение было поддержано подавляющим большинством голосов депутатского корпуса. После этого Станислав Шушкевич был отозван с поста председателя Верховного Совета. Новым председателем белорусского парламента был избран Мечислав Гриб.
Верховным Советом именное голосование было предложено ввести лишь по наиболее спорным положениям конституционного законопроекта.
Эти и некоторые другие факторы, как мне представляется, существенным образом ускорили процесс принятия Основного Закона нашей страны. После отставки Станислава Шушкевича Конституция была принята в течение 45 дней.
15 марта 1994 г. в 12 часов 35 минут (это время я зафиксировал на своих часах) Основной Закон Республики Беларусь был принят. Так, из 250 депутатов, участвовавших в голосовании, 236 высказались «за», 6 - «против» и 8 воздержались.
Первая в истории в Беларуси
И в заключение хотелось бы отметить, что это первая в истории нашего государства Конституция, которая на высшем законодательном уровне закрепила идею правового государства как базовую ценность нашего общества.
В Основном Законе содержится также немало и других конституционных ценностей (разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; создание Конституционного Суда Республики Беларусь).
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть