2396

Добрый бизнес. Кто такие социальные предприниматели?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 38. Только трудись! 17/09/2019
Good Impact / АиФ

До 11 августа 2019 года жители Минской, Гродненской и Гомельской областей присылали команде проекта свои идеи для бизнеса, ориентированного на общественно значимые цели. Жюри одобрило около 80 заявок. Что из этого выйдет?

Сначала были Боровляны

Одна из организаторов школы «Good Impact» – Оксана Бернацкая. Для неё социальное предпринимательство началось с создания проекта «ЭкоЖизнь».

– В 2013 году моя семья переехала из Минска в агрогородок Боровляны. Приходилось возить ребёнка в Минск ради начальной школы и кружков – боровлянские учебные заведения попросту переполнены, и там не организовывали досуг, – делится Оксана. –  Мне надоело каждый день тратить время на дорогу, и я поняла: легче создать что-то прямо в агрогородке. У меня три образования: педагогическое, юридическое и психологическое. Это помогло мне в активистской деятельности.

Оксана Бернацкая.
Оксана Бернацкая. Фото: АиФ/ Ксения Соснина

Сначала Оксана организовала компьютерные курсы. Кружок был востребован: на занятия ходили 60 подростков. Оксана зарегистрировала свою организацию как частное учреждение. Это давало возможность оказывать платные услуги населению. Заработанные деньги уходили на проведение бесплатных фестивалей и ярмарок в Боровлянах.

– Тогда я не подозревала, что занимаюсь социальным предпринимательством. Лишь когда в 2017 году стала обучаться в программе Biz4all, узнала о таком термине, – улыбается Оксана. – А в белорусском законодательстве нет понятия «социальное предпринимательство». С юридической точки зрения это малый бизнес, который решает социальные проблемы.

У Оксаны появлялись новые идеи для Боровлян, так и возник центр досуга для детей и взрослых «ЭкоЖизнь». Он существует уже три года. А в 2019 году «ЭкоЖизнь» начала курировать школу социального предпринимательства «Good Impact» по Минской области.

Кто хочет стать предпринимателем?

Школа «Good Impact» создана для тех, кто хочет открыть бизнес, решающий какую-либо социальную проблему. Программа школы опирается на немецкий опыт. Проект финансируется Федеральным министерством иностранных дел Германии.

Идеи принимались от жителей Минской, Гродненской и Гомельской областей. Минскую курирует Оксана Бернацкая, Гомельскую – Оксана Шевченко, директор школы социального предпринимательства «Метеорит плюс», Гродненскую – Лана Рудник, директор центра дополнительного образования взрослых «Студия полезных компетенций».

предприниматели1
Фото: АиФ/ Good Impact

– Мы курируем «Good Impact», так как сами занимаемся социальным предпринимательством и можем поделиться теоретическими и практическими знаниями, – рассказывает Оксана Бернацкая. – Мы с Ланой отучились в девятимесячной школе социального предпринимательства, которую провела организация ODB Брюссель. Мы слушали лекции экспертов со всего мира. А вместе с Оксаной стажировались в Германии, где изучали работу бизнес-инкубаторов. Также у меня есть опыт работы сразу в трех секторах: в государственной структуре, в общественных организациях и в бизнесе. Я понимаю, как всё это взаимосвязано.

С 15 мая до 11 августа 2019 года организаторы принимали заявки от неравнодушных людей. От участников не требовался проработанный бизнес-план: только идея для социального предпринимательства. Из Гродненской и Гомельской областей отобрали по 25 человек, а из Минской – 24. Среди 24 минчан лишь четверо – бизнесмены.

– Другие люди пришли отовсюду: у них активная гражданская позиция. Среди них есть пожилая учительница из Слуцка, которая проработала в школе 39 лет, вышла на пенсию, но полна сил. Активисты с горящими глазами заряжают энергией всех вокруг, – говорит Оксана. – Я вижу, что всё больше бизнесменов задумывается о социально значимых проектах. Всегда ведь есть люди, нуждающиеся в помощи. Например, на один Боровлянский сельсовет приходятся 204 семьи, в которых воспитываются дети с инвалидностью. Хоть общество и становится толерантнее, на улицах мы почти не видим инвалидов. Одна из причин – не во всех пространствах организована безбарьерная среда. Этот вопрос надо решать.

Социальный бизнес находится на стыке традиционного предпринимательства и благотворительности, и участники должны это понимать. Социальные предприниматели меньше ориентируются на достижение материального успеха и стремятся принять личное участие в решении социальных проблем.

Жюри одобрило разные идеи: о продвижении белорусской культуры, создании творческих мастерских, инклюзивных компаний, дома добрососедства. Тренинги в «Good Impact» полностью бесплатные, обучение длится полгода. За это время участники приобретут навыки по созданию социального бизнеса, получат консультации юристов, бухгалтеров, маркетологов, SMM специалистов. К декабрю будущие предприниматели должны будут представить свой проект, продумать в нем все детали. По итогу полуфинала от каждой области будут выбраны три победителя, которые получат финансирование.

– Среди отобранных проектов есть и такие, которым потребуется немало времени на воплощение. Например, одна девушка из медицинского университета хочет открыть дом престарелых с идеальными условиями. В это нужно вложить большие деньги, но мы с активистами постараемся помочь, – заверяет Оксана. – Хорошо, когда понимаешь: ты не сумасшедший, есть люди, которые думают как ты. Возможно, в следующем году наша школа охватит большее количество областей. О социальном предпринимательстве нужно говорить: это меняет сознание людей.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно