― Сергей Николаевич, прежде всего, действительно ли назрела необходимость в стратегической сессии, ведь последний раз стратегия холдинга изменялась в 2011 году?
― Весной нынешнего года стало очевидно, что стратегия, сформулированная в 2011 году, не работает и нам необходимо ее корректировать. Так, например, в последние годы рынки присутствия «Атлант-М» ведут себя очень нестабильно. Во всех регионах произошли и происходят сейчас стремительные изменения. В Украине мы наблюдаем глубокий политический и экономический кризис, перспективы рынка пока не поддаются прогнозированию. В России автомобильный рынок достиг своего насыщения и уже начал сокращаться, и перспективы его будущего роста также слабые. В Беларуси рынок растет, но сам его размер невелик, и присутствует большая зависимость от автомобильного рынка и экономики России в целом.
Ситуация еще осложняется тем, что давление на рентабельность бизнеса постепенно усиливается и ценность существующей бизнес-модели снижается на всех трех рынках. По-прежнему одной из важнейших задач для нас остается сокращение долговой нагрузки, так как существующий уровень долга не дает возможности расти за счет сделок слияний и поглощений.
В итоге стратегия, сформулированная в 2011 году: «Мы накапливаем прибыль, чтобы в нужный момент купить конкурентов», сейчас не работает, возможности для роста «Атлант-М» ограничены, а это значит, что нам надо разрабатывать новую стратегию.
― Каковы результаты прошедшей сессии, можно ли выделить главные моменты?
― Во-первых, мы определили, что потенциал роста на существующих рынках почти исчерпан, и если мы хотим в будущем расти, то нам необходимо разрабатывать новую портфельную стратегию, то есть обращать внимание на рынки с потенциалом роста.
- Во-вторых, для каждого из регионов присутствия необходима разработка собственной базовой стратегии и бизнес-модели, учитывающей специфику рынка и марки.
- В-третьих, мы откорректировали инвестиционную стратегию.
- И, в-четвертых, определили ключевые стратегические инициативы 2014 года, направленные на улучшение существующей бизнес-модели «Атлант-М».
―Не терпится узнать подробности. Можете ли вы объяснить каждое из решений?
- Портфельная стратегия холдинга «Атлант-М» нацелена на будущий рост и состоит из трех пунктов:
- Основными рынками для «Атлант-М» остаются регионы текущего присутствия, то есть Россия, Беларусь, Украина. И здесь мы должны реализовать первую фазу - фазу укрепления, для того чтобы подготовиться к будущему росту.
- При положительной динамике прибыли и улучшении финансового состояния «Атлант-М» рассматривает возможность для входа на новые рынки (1-2 страны), находящиеся в стадии зарождения.
- «Атлант-М» осторожно подходит к возможности выхода в слабо насыщенные регионы РФ с высоким потенциалом роста продаж (мы готовимся к поглощениям, но активных действий пока не предпринимаем).
― Попрошу вас прокомментировать второй и третий пункты. Значит ли это, что молодые и дерзкие менеджеры могут паковать чемоданы и готовиться к десанту в Таджикистан, Узбекистан или Кыргызстан? И в чем проявляется осторожность?
― Да, мы исследуем внешние рынки, прежде всего в странах СНГ, и просчитываем их потенциал, готовимся к переговорам с поставщиками, то есть мы готовимся к следующей фазе роста.
А осторожный подход «Атлант-М» к сделкам слияний и поглощений на существующих рынках означает, что сами мы активного поиска объектов для слияний и поглощений в 2014 году не ведем, но готовы рассматривать все поступающие предложения, чтобы не упустить подходящих.
― С портфельной стратегией разобрались. Что будут делать каждый из регионов и корпоративный центр?
― Во время сессии мы определили базовые стратегии для дальнейшей разработки в нынешнем году на текущих рынках:
- Российская Федерация: стратегия укрепления с элементами стратегии инноваций;
- Украина: стратегия укрепления;
- Беларусь: стратегия укрепления с элементами стратегии экспансии;
- Корпоративный центр (КЦ): стратегия укрепления.
Объясняю понятия.
Экспансия: использование существующей бизнес-модели в смежных сегментах, то есть ответ на вопрос: «Куда и каким способом расширять существующий бизнес?» (география, продукты, клиенты, цепочка, каналы продаж, технологии).
Укрепление: улучшение одной или нескольких составляющих бизнес-модели, то есть ответ на вопрос: «Как повысить конкурентоспособность существующего бизнеса?» (поиск синергии, оптимизация операций и структуры, повышение эффективности, укрепление бренда, усиление эффекта масштаба).
Инновации: создание новой бизнес-модели, то есть ответ на вопрос: «Как кардинальным образом поменять бизнес-модель и выйти на новые рынки?»
Основная задача регионов и КЦ на первой фазе, фазе укрепления, - найти новую, прибыльную модель бизнеса на существующих рынках, повысить эффективность управления, сократить долговую нагрузку, для того чтобы подготовиться к новой фазе роста.
―А что будет с инвестициями? Куда холдинг собирается вкладывать средства в ближайшие 3 года?
― Мы будем делать точечные инвестиции в автоцентры, основные генераторы прибыли, для укрепления их материальной базы, положения на рынке и роста пропускной способности. От масштабных инвестиций в новые автоцентры в ближайшие 3 года мы отказываемся. Планируем лишь завершить строительство третьего и четвертого автоцентров в Минске в районе Уручье (это и есть элементы экспансии в РБ).
Параллельно будем избавляться от всех неработающих либо не соответствующих стратегии активов: недостроенных зданий и земельных участков на Дмитровском шоссе (Москва), участков в Кудрово (Санкт-Петербург), Тюмени и Киеве.
― Теперь прошу вас рассказать о ключевых инициативах 2014 года, которые, как вы сказали, окажут решающее влияние на стратегию компании в дальнейшем.
― Холдинг «Атлант-М» всегда стремился работать с ведущими мировыми экспертами для разработки отдельных направлений стратегии и политики компании. В нынешнем году мы также решили привлечь лучших, на наш взгляд, экспертов, с которыми мы уже были знакомы и сотрудничали в области обучения или разработки стратегии для партнерских компаний. У нас в течение всего года в разработке находятся три важнейших проекта: «Продуктовый конвейер», в котором мы сотрудничаем с консультантом из США Майклом Рэкманом, проект «Управление доходами дилерского центра» (консультант Юрий Левин из Университета Торонто, Канада). И проект «Структура холдинга», консультант - Генри Мун, CIEBS, США.
― Можно ли более подробно описать эти проекты?
― Подробно я остановлюсь на «Продуктовом конвейере», а по двум другим назову основные задачи. Итак, что мы подразумеваем под «Продуктовым конвейером»? Это структура в автоцентре, которая на регулярной основе будет генерировать и предлагать к внедрению новые продукты и услуги для клиентов. Основная цель – повышение доходности предприятия через предоставление нетривиальных продуктов/услуг для клиентов. Для этого необходимо разработать и запустить постоянный процесс создания и «упаковки» новых продуктов/услуг, имеющих для клиентов ценность большую, чем цена на них. Под каждый сегмент клиентов мы должны научиться создавать «своё блюдо» из существующих «ингредиентов»: новые а/м, автомобили с пробегом, финансовый сервис, дополнительное оборудование, ТО и ремонт, запасные части, кузовной ремонт. Внедрение этого проекта потребует в том числе и перестройки существующей структуры наших коммерческих отделений: создание сильного middle-офиса, где и будет происходить генерация новых продуктов и их «упаковка», и сильного front-офиса (сбыта), введение института персонального менеджера.
В 2014 году мы планируем начать реализацию пилотного проекта в Российской Федерации, а в 2015 году продуктовый конвейер должен заработать и в других автоцентрах «Атлант-М».
Теперь о двух других проектах. Проект "Управление доходами" позволит быстро находить соотношение "Цена vs. штуки" в продажах автомобилей, нормо-часов и запчастей для получения максимально возможной прибыли для данного автоцентра в данном месте и в данное время. Проект "Структура холдинга" даст возможность определить оптимальную организационную структуру и модель управления для «Атлант-М», а также адаптировать корпоративную культуру и кадровую политику холдинга под требуемые изменения и новую стратегию.
― То есть нас ждут перемены?
― Да, нас ждут перемены. В процессе эволюции выжили не самые крупные и сильные, а самые гибкие, те, кто лучше других адаптировался к изменениям внешней среды. Поэтому мы тоже должны быстро реагировать на внешние изменения.
При этом хочу заверить всех, что изменения будут происходить в соответствии с нашим брендом и ценностями «Атлант-М». Мы по-прежнему позиционируемся как самый клиентоориентированный дилер и самый привлекательный работодатель. И действовать всей управленческой структуре предстоит быстро и решительно, то есть правило для каждого сотрудника «Атлант-М» - «Хочу - могу - делаю - даю результат» - по-прежнему остается в силе!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть