5526

Эксперт о новом Указе о «невыездных»: нет уверенности, что постановка на профучет будет прозрачной и законной

Как поясняет пресс-служба КГБ, порядок постановки граждан на профилактический учет в органы госбезопасности регламентирован статьями 28 и 29 закона "Об основах деятельности по профилактике правонарушений". Основаниями для постановки на профучет являются данные, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования по уголовным делам, о том, что деяния граждан могут создать угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам, законным интересам других граждан, а также привести впоследствии к совершению преступления.

Человек может быть поставлен на такой учет на основании постановления руководителя или заместителя руководителя органа внутренних дел, органа госбезопасности, пограничной службы, таможенного органа, органа финансовых расследований. 
Профилактический учет ведется уполномоченными органами по месту жительства граждан. Гражданам, поставленным на профучет, должностные лица должны в устной либо письменной форме разъяснить их права и обязанности в связи с постановкой на такой учет. Люди также имеют право знать основания и правовые последствия применяемых к ним мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений, знакомиться с материалами заведенных в отношении их профилактических дел.

КОММЕНТАРИЙ

Олег ГУЛАК, председатель республиканской правозащитной общественной организации «Белорусский Хельсинкский Комитет»:

- Сегодня, к сожалению, в Беларуси нет возможностей осуществлять общественный контроль над работой КГБ. Поэтому неизбежно возникают вопросы, насколько прозрачна и законна процедура постановки на профилактический учет, насколько эта мера соответствует заявленным целям охраны порядка и пр. Ведь на профилактический учет могут быть поставлены не только те люди, которые подозреваются в создании угрозы национальной безопасности, и эти подозрения подтверждены хотя бы процедурами предварительного расследования. Попасть на учет могут и те, на кого в результате оперативно-розыскной деятельности не насобирали материалов, достаточных даже для возбуждения процедур  уголовного преследования. Такой подход создает широкое поле для злоупотреблений, для защиты интересов спецслужб, а не граждан и общества. А эти интересы далеко не всегда совпадают.

Законодательство и раньше предусматривало возможность ограничения выезда за границу, но в отношении  лиц, у которых есть невыполненные обязательства перед страной или гражданами, или они являются носителем госсекретов. И в этом, очевидно, логика есть. Но я не вижу логики не выпускать из страны людей, которые потенциально «могут причинить вред государственным или общественным интересам, правам и интересам других граждан, привести впоследствии к совершению преступления». Наоборот, пусть такие граждане и едут как можно дальше. Введение подобных норм больше похоже на меру давления на своих же граждан, чем на защитный механизм от преступлений.

В этой связи важно напомнить как обычным людям, так и тем, кто подобные нормы принимает, что, согласно закону, постановка на профучет должна быть мотивирована. Это значит, что люди могут задействовать процедуру защиты своих прав, контролировать обоснованность постановки на учет и законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также обжаловать нарушение своих прав, в т.ч. в суд. Спецслужбы должны помнить, что они действуют в рамках существующего законодательства. А значит, на них тоже есть юридическая управа. За помощью в защите своих прав можно обратиться к правозащитникам.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно