Несмотря на то, что днем рождения Дворца Республики считается 3 октября 1997 года, здание начали строить еще в 80-е годы, а идея возникла еще при П.М. Машерове. Группа архитекторов разработала проект грандиозной площади на месте нынешнего Верхнего города, с которой был бы виден проспект Машерова и район Комсомольского озера. Планировалось, что на этой площади будет и Дворец Республики. Машеров сначала поддержал этот проект, но группа активистов настояла на том, что у Минска должен быть сохранен исторический центр. Потом возникло предложение о строительстве Дворца Республики на месте стелы Минск - город - Герой. Но с приходом нового секретаря ЦК КПБ Киселева Дворец решили строить на Центральной (Октябрьской) площади.
Однако развал Советского Союза остановил строительство на несколько лет...
- Когда уже вырыли котлован, возвели бетонные стены, СССР распался - и в центре Минска стоял недостроенный дворец. В народе его прозвали «саркофаг», сравнивая с бетонными стенами Чернобыльской АЭС. В первом номере одной перестроечной газеты писали, что Дворец - это «архитектурный шедевр коммунистического режима». Но ситуация изменилась в 1997 году, когда Александр Лукашенко посетил заброшенную стройку. Президент осмотрел комплекс, часто освещая путь фонариком. После этого было принято решение о продолжении строительства Дворца и введении его в эксплуатацию в кратчайшие сроки.
- Почему возникла потребность в таком здании?
- Республике нужен был Дворец съездов, как в Ташкенте, Алма-Ате, в Москве. Но съезды проводились раз в четыре года, а такой комплекс должен работать ежедневно, быть многофункциональным, позволяющим проводить концерты, балы, международные мероприятия, пресс-конференции и т.д. Будущее показало правильность этого решения. Когда шла реконструкция Театра оперы и балета, труппа смогла выступать во Дворце Республики. Это было бы невозможно и труппа распалась бы, если бы не колосниковая сцена Дворца высотой 26 м. Раньше концерты проводились во Дворце спорта, но он уже изжил свои акустические возможности.
- Кто проектировал Дворец?
- Был объявлен конкурс. Победил «Белгоспроект». Проектировал здание авторский коллектив под руководством Михаила Пирогова. Для того времени это было уникальное здание, сложный многофункциональный комплекс с залами на 2700 и 500 мест, залами для торжественных мероприятий, выставочным залом, пресс-центром и т.д. В подвале очень сложный инженерный блок. Раньше ходили даже слухи, что от Дворца идет подземный туннель к зданию ЦК, но это неправда.
- Уже упоминалось название «саркофаг». Может, это связано с простотой формы Дворца?
- Оценку всегда дает время. Могу только объяснить, почему выбрано именно такое архитектурное решение. Самое главное – учесть градостроительную ситуацию. Сзади – низкоэтажные застройки, справа – эклектика Дворца профсоюзов, напротив – архитектура 60-х годов, через дорогу – сквер. Проанализировав ситуацию на большом макете центра города, было принято решение, что необходим объединяющий архитектурный прием. Была выбрана система периптера (система наружных колонн), которая несет и конструктивную функцию. Учитывая близость проспекта Независимости, решили максимально заглубить здание.
- При строительстве использовались новые технологии, стройматериалы?
- В основном использовались все белорусские стройматериалы и оборудование. Сейчас оно работает без сбоев. Из отделочных материалов использовались те, что были в арсенале на то время. Снаружи - стальная рейка, внутри - простая облицовка: серый гранит из Микашевичей, стены покрытые водоэмульсионной краской. Мы стремились, чтобы не отделка, а пространство поражало посетителей. Некоторые конструкции монтировали с вертолетов, а потом уже сваривали. Сейчас все больше строят здания в стиле hi-tech, но время показывает, что они порой морально устаревают, быстро «приедаются».
- Но ведь здание Минск-Арены, спроектированное вашим институтом, тоже из стекла и стали…
- Для спортивного здания такой стиль уместен, тем более, для целого комплекса. Он, на мой взгляд, хорошо вписался в городскую застройку.
- Сейчас и до перестройки строили монументальные здания. Это связано со вкусами времени?
- Я считаю, что такие знаковые сооружения были и будут. Эта традиция идет еще со времен фараонов. С другой стороны, здания должны нести определенную функцию, оздоровительную, воспитательную и т.д. Сейчас наш институт проектирует ряд монументальных объектов: зал художественной гимнастики, крупный жилой комплекс в районе Минск-Арены и др. Но дело не в монументальности. Прежде всего необходимо попадание в масштаб города, поиск единства архитектурного стиля. Это наблюдается в постройках архитектора Лангбарда: в здании Академии наук, Доме правительства, Доме офицеров, в оперном театре.
- Кто в архитектуре «законодатель мод»?
- Новые технологии, стройматериалы. При реконструкции оперного театра были использованы белорусские материалы как гигантов промышленности, так и небольших районных предприятий. Хотя технологии возведения сцен пока мы не освоили. Во Дворце Республики сцена австрийская.
Если говорить о мировых предпочтениях в архитектуре, сейчас популярны тенденции здания-скульптуры. Это отражается в творчестве зодчих Калатравы, Форстера.
-Уместны ли новые технологии в реставрации памятников архитектуры?
- Правда здесь посередине. При реставрации оперного театра в фойе был выполнен гранитный пол. У Лангбарда был паркет, но при большом количестве посетителей он приходит в негодность за 2-3 месяца. В таком случае новые материалы оправданы. У реставраторов допускается прием контраста, чтобы оттенить современными материалами историческое здание. Но просто покрасить стенку новой краской…
- Что для вас наивысшая оценка?
- В СМИ бывают критические замечания, но для меня высшая оценка – это оценка посетителей, зрителей, жителей. За Дворец Республики наш авторский коллектив получил Госпремию. Олимпийская чемпионка Нелли Ким была в восторге, когда увидела в Минске аллею Олимпийской славы. Подобной аллеи в мире нет.
- Аллею можно будет продолжать?
- Были бы чемпионы, а аллею продолжим.
- Вам нравится облик Минска?
- Да, но его можно испортить, если застраивать центр высотными зданиями. Масштаб Минска задала уникальная архитектура проспекта Независимости. Особенностью Минска является и водно-зеленый диаметр р. Свислочь.
- Что вы чувствуете, когда подходите к своим работам?
- Они будят в памяти то, что связано с их рождением.
Ольга ПРОНИНА
Досье
Шабалин Анатолий Андреевич. 6 января 1946. Главный архитектор РУП «Институт Белгоспроект», лауреат Госпремии за 2004 г.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть