9322

Декорации из деклараций? Как в Беларуси собираются бороться с коррупцией

№ 39 от 24 сентября 2014 года 24/09/2014

 

В законодательной и экономической сферах предлагается:

  • Проведение криминологической экспертизы проектов и ранее принятых правовых актов Республики Беларусь, а также криминологических исследований коррупционной преступности для ее оценки и выявления предпосылок и причин коррупции.
  • Решения по оказанию государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ИП) принимаются в порядке, определяемом президентом РБ.
  • Госорганы обязаны проводить открытые конкурсы или аукционы при принятии решений о привлечении юрлиц и  ИП к реализации госпрограмм и госзаказов; о распределении квот; о выборе поставщиков для государственных нужд; о возложении на юрлицо и ИП отдельных функций государственного заказчика; в иных случаях, предусмотренных законодательством.
  • Метод и порядок распределения квот на внешнюю торговлю товарами определяются президентом РБ или, по его поручению, правительством РБ.
  • Открытые конкурсы и аукционы в целях распределения квот и выбора поставщиков для госнужд не проводятся, если соответствующие поставки товаров (работ, услуг) осуществляются организацией, являющейся естественным монополистом, а также в случаях, когда законодательством допускается иной порядок распределения квот и выбора поставщиков.

 

Все равны, но не всегда

Статья по теме
На коррупцию проверяют даже премьер-министра. Как Сингапур превратили в райский остров
7d1440ebec743acea17e413044a0388f_M

Эти пункты уже вызвали массу нареканий экспертов, потому что многочисленные нормы, отсылающие к «решениям президента» и «иному порядку», позволяют создать особый режим для отдельных предприятий или секторов. А ситуация, когда есть общий порядок для всех и особый - для избранных, - и есть почва для коррупции,  замечают  экономисты.  Передовой мировой антикоррупционный опыт говорит о том, что успех в борьбе с коррупцией в значительной степени зависит от точности и прозрачности формулировок в законах. С этого начинал Сингапур.

Простые люди, обсуждая проект закона на форумах, высказывают мнение,  что один закон не решит проблемы,  поскольку «в Беларуси доминирует государственная собственность, а значит, кумовство, воровство и коррупция неизбежны, одна модернизация обошлась народу в миллиарды рублей. Чтобы не было коррупции, власть должна меняться раз в пять лет, иначе обрастает связями и коррупционными схемами. В Швейцарии правительство меняется каждый год, и страна процветает», - пишет на одном из форумов Александр.

 

Лишить работы и пенсии

В отношении чиновников предлагается следующее:

  • Лица, уволенные из государственных органов по дискредитирующим обстоятельствам, а также имеющие судимость (в том числе снятую или погашенную) за умышленные преступления либо освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, не могут быть назначены на должности руководящих работников в госорганы, если иное не определено президентом.
  • Лица, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы, не могут быть приняты на госслужбу.
  • Госслужащим, совершившим в период прохождения госслужбы тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием служебных полномочий, пенсия за выслугу лет и ежемесячное денежное содержание не назначаются (не выплачиваются).
  • При исчислении пенсий за выслугу лет военнослужащим, совершившим в период прохождения военной службы тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы, оклад по воинскому званию учитывается по званию «рядовой».
  • Госслужащие будут обязаны декларировать доходы, полученные в течение календарного года от источников в Беларуси и за ее пределами. В декларации указываются также займы, не возвращенные на дату представления декларации.
  • Обязательному декларированию подлежат земельные участки, машино-места, жилые помещения (квартиры, комнаты), дачи, садовые домики, гаражи, транспортные средства, произведения искусства, изделия, стоимость каждого из которых превышает одну тысячу базовых величин (150 млн бел. руб.) или общая стоимость которых превышает две тысячи базовых величин (300 млн руб.). В декларацию можно не вносить денежные средства, размещенные на счетах, вкладах или депозитах в белорусских банках.
  • Декларировать имущество и доходы будет необходимо не только чиновникам, но и всем лицам, поступающим на государственную службу, а также на военную службу по контракту, службу в милиции, МЧС, СК, КГК.
  • Должностные лица, занимающие ответственное положение начиная с представителей местной власти и заканчивая членами Совета Республики, обязаны не только представить свою декларацию, но и отчитаться о доходах супруга, несовершеннолетних детей, а также совершеннолетних близких родственников, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство.
singapur-kor
Честных чиновников надо воспитывать со школы. К примеру, в Сингапуре вербовка талантливых и умных детей происходит еще в школе, а дальше будущую элиту «ведут»: помогают поступить в университет, отправляют на учебу и стажировку за границу, поощряют успехи. За счет выращенных кадров обновляется постепенно чиновничий аппарат.

 

Изъятие нетрудовых доходов

  • В случаях установления в ходе проверки деклараций о доходах и имуществе явного превышения стоимости принадлежащего имущества и иных расходов за период, когда должностные лица занимали должности, но не более чем за 10 лет, над доходами, полученными из законных источников, имущество и иные расходы на сумму, явно превышающую подтвержденный доход, могут быть безвозмездно изъяты по иску прокурора, взысканы по решению суда в доход государства.
  • Явным превышением стоимости имущества и иных расходов над доходами, полученными из законных источников, признается превышение, составляющее не менее 25%  доходов, полученных из законных источников.
  • По требованиям, связанным с возмещением вреда, причиненного в результате коррупционного правонарушения, устанавливается десятилетний срок исковой давности, исчисляемый со дня их совершения.

 

Глас народа

Граждане со своей стороны дополняют эти предложения. Например, читатель «АиФ» В. Котляр из Минска предлагает признать дающего взятку невиновным, ведь берущий склоняет его к этому. «Тогда число берущих уменьшится в разы, потому что они будут знать, что дающий может без проблем для себя создать проблему обнаглевшему чиновнику», - пишет он. Кстати, Либерально-демократическая партия Беларуси предлагает пойти еще дальше и «внести в проект закона не только изменения, связанные  с обеспечением безопасности физлицу, способствующему выявлению коррупции, но и изменения, предусматривающие выплату вознаграждения данному гражданину, особенно в случае предотвращения ущерба в крупном  и особо крупном размере. Это будет способствовать большей заинтересованности граждан в оказании содействия». Понятно, что без изменения других факторов только один новый закон результат не принесет.

Статья по теме
Сражение с гидрой. Как в Греции борются с вороватыми чиновниками
704d76bcea011688417dfc0817f214ff_M

В мире уже накоплен положительный опыт борьбы с коррупцией, и он доказывает, что одни лишь репрессии ничего не дают. Коррупции меньше там, где есть максимальная открытость госсистемы, политическая конкуренция партий, независимый суд и свобода СМИ. Это базовые условия. Пока же у нас все громкие коррупционные дела проходят в закрытом режиме, и поэтому непонятно, почему кто-то из высокопоставленных лиц сел на 9 лет, а кто-то избежал ответственности, возместив ущерб государству. По уровню свободы СМИ наша страна находится на 157-м месте из 180 исследованных, политическая конкуренция отсутвует, а «милиция и суды на местах подчиняются исполкомам», считают люди.

 

*Под коррупцией предлагается понимать «умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного лица…»

ЦИФРА

По данным МВД, в первом полугодии 2014 года зафиксированы 489 фактов взятничества (меньше, чем в прошлом полугодии, на 39%); 201 преступление, связанное со злоупотреблением властью или служебными полномочиями (прирост на 27%), 430 фактов служебного подлога (прирост на 18%).

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно