Вопрос № 1
Как убедиться в том, что ребенок физически и психологически готов к школьному обучению, новым для него нагрузкам?
Прием в первый класс общеобразовательных учреждений Беларуси начинается с шести лет. Готовность ребенка к школе определяют прежде всего врач, который наблюдает за физическим развитием ребенка и делает заключение о его здоровье; воспитатель, психолог дошкольного учреждения, которые на протяжении нескольких лет общаются с ребенком в дошкольном учреждении и могут дать устные рекомендации; и родители, которые принимают решение о поступлении его в школу.
Существует перечень медицинских противопоказаний, утвержденный Минздравом, для отсрочки поступления в школу на более поздний период.
Некоторые шестилетки уже на первых уроках интересуются, насколько развита информационная школьная система, есть ли в компьютерных классах выход в Интернет и т.д. Таких детей еще год держать в детском саду не стоит, тем более что занятия в первом классе проходят обычно в игровой форме. Кроме того, большинство первых классов размещаются на базе дошкольных учреждений, что позволяет не менять резко образ жизни детей.
Вопрос № 2
Какие документы необходимы при поступлении ребенка в начальную школу?
Для приема детей в первый класс законные представители ребенка в период с 1 июня по 28 августа подают заявление на имя директора школы и представляют следующие документы: медицинскую справку о состоянии здоровья (ее выдают в поликлинике), копию свидетельства о рождении ребенка (само свидетельство также нужно принести и показать). Документы может подать один из родителей. Малыш должен обязательно прийти в школу 1 сентября, а оформить бумаги можно и без него. Отмечу, что если родителям несложно, то показать ребенку будущую школу все-таки стоит. Покажите для начала здание школы в «тихом» состоянии, тогда шум ученической толпы ребенка не испугает.
Вопрос № 3
Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?
Чтобы обеспечить плавный переход из дошкольного учреждения в школу в первом классе предусмотрено на протяжении сентября проведение курса «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся уроки математики, чтения и письма. Учитель организовывает для детей экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь в усвоении правил и норм поведения на уроке, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов.
С октября начинаются уроки по учебным предметам учебного плана. Для шестилетних детей предусмотрена щадящая организация образовательного процесса: уроки проводятся только в первую смену. Туалетные комнаты для малышей оборудуются отдельно для мальчиков и девочек, вход туда старшеклассникам (если класс находится в школе) строго запрещен.
Наполняемость класса – не более 20 человек. В середине третьей, самой продолжительной четверти, предоставляются дополнительные каникулы в течение одной недели. В первом классе продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением двух физкультурных пауз по 1,5-2 минуты каждая.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут. Домашние задания учащимся не задаются.
Вопрос № 4
Как оцениваются результаты обучения шестилетних детей?
В первых классах исключается система балльного оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, педагогам нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно».
Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества, своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся, итоговые планируются на конец учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером.
Вопрос № 5
Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?
Обучение чтению, письму, счету - это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в содержание программы дошкольного учреждения.
Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать – так можно навсегда отбить охоту учиться.
При обучении письму учитель часто сталкивается с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв. Вот над этим стоит поработать.
Вопрос № 6
Где взять учебники? Какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?
Все учебники для учащихся выдаются в школе. Учебно-методический комплекс для первого класса включает учебное пособие «Солнышко-Сонейка», учебник «Букварь», тетради на печатной основе – «Пропись-1», «Пропись-2», «Письмо», учебное пособие «Математика» в четырех частях, учебник «Человек и мир». Примерно такой список необходимых принадлежностей для первого класса, как правило, вывешивают в школах:
школьный ранец, портфель или рюкзак
набор цветных ручек
фломастеры и карандаши
ластик
точилка
обложки для тетрадей и книг
пенал
линейка
краски (акварельные или гуашь)
альбом для рисования
набор кисточек
Вопрос № 7
Нужна ли школьная форма первоклассникам?
Да. Важно, чтобы повседневная одежда, которую ученик носит в школу, была делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась ребенку. Поинтересуйтесь, какую одежду принято носить учащимися в конкретной школе.
После уроков, если ученик остается в группе продленного дня, следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.
Вопрос № 8
Как «морально» подготовиться стать родителем школьника?
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Обсудите правила и нормы, с которыми он встретился в школе, объясните их необходимость. И помните, что ребенок имеет право на ошибку.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть