228

В Минске прошел III Белорусско-российский туристический конгресс

810 апреля 2025 года в Минске прошел III Белорусско-российский туристический конгресс. В мероприятии приняли участие почти 800 представителей туриндустрии из Беларуси и России. Инициатором и организатором конгресса выступил Республиканский союз туриндустрии (РСТИ) Беларуси.

Россия была представлена крупнейшими федеральными туроператорами, такими как Анекс, Fun&Sun, Тез Тур, Интурист, Пегас, а также ведущими онлайн-системами туристической и гостиничной отрасли, такими как Островок, HRS, Либра Хоспиталити и другими. Также участвовали представители Торгово-промышленной палаты РФ, бизнес-союзов, включая “Турпомощь” и Национальный союз профессионалов туриндустрии, крупнейших российских компаний — Cosmos Hotel group, “Васта Дискавери”, популярного горнолыжного курорта “Роза Хутор”. Представители туриндустрии прибыли из более чем 15 регионов России, среди которых Нижегородская, Удмуртская, Мурманская, Воронежская, Смоленская, Калужская, Владимирская области и другие.

Генеральным партнером III Белорусско-российского туристического конгресса выступил ОАО “Сбер Банк”. Генеральный информационный партнер - ТАСС.

Фото: АиФ

Конгресс начался с пленарного заседания, в котором с приветственным словом выступили представители власти, посольства РФ, Минэкономразвития России, а также депутаты Госдумы РФ и руководители региональных органов власти.  "За три года существования конгресс стал авторитетной дискуссионной площадкой, объединяющей представителей туристического бизнеса, государственных структур и общественных организаций, работающих в сфере туристических услуг, — отмечалось в приветствии, переданном от имени заместителя премьер-министра Беларуси Владимира Караника. — Тематика конгресса в комплексе не только посвящена перспективным направлениям взаимодействия туристического бизнес-сообщества Беларуси и России, но и отражает внимание наших государств, которые последовательно принимают меры в поддержку туристической индустрии".

Свое приветствие участникам конгресса направил Чрезвычайный и Полномочный посол России в Беларуси Борис Грызлов, отметив, что форум с каждым годом набирает обороты как по численности участников, так и по представленности туроператоров и регионов: “Данный факт свидетельствует о всё большем внимании россиян к белорусскому направлению, а также о встречном интересе граждан Беларуси к российским предложениям для отдыха и туризма”. А вступившее в силу российско-белорусское соглашение о взаимном признании виз, по словам Грызлова, открывает новые перспективы для продвижения совместного туристического продукта среди отдыхающих из третьих стран.

Заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вахруков подчеркнул: "Взаимный турпоток постоянно растет. Например, спрос на экскурсионные туры в Беларусь вырос в 3 раза на весенний период и в 5 раз на летний. Стабильным спросом пользуются санатории Беларуси. Растет сектор делового туризма, премиум-путешествий. Расширяется авиасообщение. Из 20 регионов России можно улететь в Беларусь". Также он добавил: "Теперь возможно приложить все усилия и направить их на формирование союзного туристического продукта, совместных маршрутов, бесшовных путешествий для граждан из третьих стран, особенно с Ближнего Востока и из Азии". Вахруков также рассказал о запуске новых рейсов, например между Москвой и Могилевом с 28 апреля, а также о сотрудничестве Северного Кавказа с Беларусью, которое позволило более 15 тысячам белорусских туристов посетить курорты Северного Кавказа.

Фото: АиФ

Заместитель председателя правления Сбер Банка (Беларусь) Наталья Михайлова подчеркнула, что развитие туристических потоков открывает новые возможности для малых и средних предприятий в сфере туризма и гостинично-ресторанного бизнеса. Она отметила: "Наша роль заключается в поддержке сегмента, в том числе в контексте укрепления экономического партнерства между Беларусью и Россией". Михайлова добавила, что Сбер Банк активно развивает инфраструктуру для цифровой трансформации, в том числе для поддержки туризма. "Мы наблюдаем, как активно развивается отрасль, на примере наших клиентов, поэтому адаптировали свои решения под нужды компаний, работающих в данной сфере", – сказала она.

 Представители делового сообщества выразили благодарность Сбер Банку за комплексную поддержку — не только за кредитные продукты, но и за аналитику, которая помогает предпринимателям понимать, где открывать бизнес, какие направления востребованы, как принимать стратегические решения.

Также прозвучали слова о важности образования в сфере туризма. Александр Биба, президент сети «Космос Хотел Групп»  — крупнейшего гостиничного оператора в России — рассказал о планах выхода на белорусский рынок и работе Академии гостеприимства, где обучение кадров совмещено с практикой в отелях. По его словам, синергия российского и белорусского опыта в подготовке специалистов и развитии инфраструктуры — это реальный шаг к построению общего туристического пространства.

Особо отметили и роль информационной политики. Как подчеркнул заместитель гендиректора информационного агентства ТАСС Андрей Соколов, конкуренция за туристов в России сегодня колоссальная — и Беларусь уже включилась в эту гонку. Но побеждают те регионы и страны, кто умеет грамотно и последовательно продвигать свои территории, рассказывать о себе, показывать преимущества и строить партнерства. Информационная стратегия, продвижение, медийная поддержка — сегодня это не дополнение, а основа туристического успеха.

Такой многогранный подход — законодательные инициативы, поддержка бизнеса, инвестиции, кадры, медиа — и задает тон новой повестке в развитии туризма Союзного государства.

Ключевыми темами пленарного заседания стали развитие туризма в рамках Евразийского экономического союза, конкурентная политика на трансграничных рынках, цифровая инфраструктура и меры поддержки инвесторов.

Фото: АиФ

Туризм как движущая сила Евразийской интеграции

Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Максим Ермолович подчеркнул, что туризм — одна из перспективнейших сфер для углубления интеграции в ЕАЭС. С населением более 180 миллионов человек и разнообразием климатических зон союз обладает уникальным потенциалом для развития евразийского туризма.

Кроме того, Ермолович рассказал о значении создания конкурентной среды на трансграничных рынках услуг, особенно с учетом быстрого роста онлайн-платформ бронирования. В 2024 году комиссия провела масштабное исследование 46 платформ, среди которых были как российские, так и зарубежные игроки из США, Нидерландов и Кипра. По его словам, «ни одна из платформ не занимает доминирующее положение на всем евразийском пространстве, однако в отдельных странах они охватывают более 35% рынка».

Онлайн-бронирование и регулирование

Он также отметил, что с ростом популярности онлайн-бронирования возникают риски для конкуренции. «Рост сделок по отдельным платформам составляет до 60% в год. Но с ростом приходят и риски: ограничение конкуренции, преференциальные условия для отдельных игроков», — подчеркнул Ермолович. В связи с этим платформы, совмещающие функции поиска, заключения договора и финансовых расчетов, становятся полноправными субъектами регулирования, и выявленные нарушения передаются в национальные антимонопольные органы.

Связь без границ: шаг к единому роумингу

Еще одной важной темой обсуждения стало снижение стоимости мобильной связи в роуминге в странах ЕАЭС. Уже достигнуто соглашение между Беларусью и Россией, и теперь задача — распространить эту практику на все государства-члены ЕАЭС. Ермолович отметил: «Мы стремимся к единому, справедливому тарифу на роуминг для всех граждан Союза. Это особенно важно для туристов, путешествующих по региону». Комиссия разработала проект правил, регулирующих применение справедливых тарифов. Ведется активная работа с операторами связи и государственными органами стран-участников.

Беларусь делает ставку на туризм

Министерство экономики Беларуси подтвердило, что туризм становится одной из приоритетных отраслей в новой программе социально-экономического развития на 2026–2030 годы. Уже сейчас вклад туризма в ВВП страны составляет около 2%, в отрасли занято более 5,5% трудоспособного населения.

— Мы не гонимся за количеством туристов. Главная цель — повышение качества услуг, инфраструктуры и предложений, — отметила замминистра экономики Беларуси Елена Болигатова.

Государство предлагает широкий спектр инструментов поддержки для инвесторов в туризме: от льготных кредитов со ставкой до 8% в рамках «региональной инициативы» до новых мер, таких как бюджетные трансферты и инвестиционные вычеты. Также вступила в силу новая редакция закона об инвестициях, обеспечивающая гибкие условия для реализации проектов.

Структурирование рынка и поддержка турбизнеса

Заместитель председателя Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры РФ Наталья Костенко затронула проблему регулирования рынка турагрегаторов, который растет быстрыми темпами. Сейчас они формально не считаются туроператорами, не несут такой же ответственности, не участвуют в фондах персональной ответственности, не обязаны страховать свою деятельность. При этом на практике они формируют полноценный турпродукт: в один клик клиент получает перелет, размещение и страховку. Это неравные условия. Туроператоры надеются, что в будущем государство сможет сбалансировать правила игры для всех участников.

“Мы сейчас определяем их правовую природу, ответственность перед потребителями — чтобы люди, заходя на туристические маркетплейсы, понимали, кто за что отвечает, — говорит Наталья Костенко. — Мы считаем, что турагрегаторы должны регулироваться отдельным законодательством, поскольку их деятельность сложнее обычной электронной торговли, и правовые взаимоотношения здесь требуют иной детализации.

Это также важно в свете того, что иностранные компании снова стремятся на наши рынки. Мы должны показать: «выход — один рубль, вход — два». Важно, чтобы возвращение таких игроков, как Booking.com, происходило на понятных и справедливых для нас условиях. Мы хотим, чтобы наш бизнес оставался конкурентоспособным и чтобы туристы были защищены — ведь именно отечественные компании работают в нашей юрисдикции, и мы можем влиять на качество их услуг”.

Она также отметила важность создания совместных туристических продуктов, которые могут стать конкурентным преимуществом на международной арене. Это может быть и санаторно-курортное направление, и образовательный туризм.«Россия и Беларусь могут объединить усилия для продвижения таких проектов», — подчеркнула Костенко. Она также сообщила, что финальную версию законопроекта о дружественных странах, который снизит размер фингарантий для туроператоров, отправляющих туристов в соседние с Россией страны, в том числе в Беларусь, планируется принять во втором чтении до конца весенней сессии.

Совместные турпродукты могут касаться даже горнолыжного отдыха. Например, по мнению Сергея Хворостяного, заместителя генерального директора курорта «Роза Хутор», белорусские курорты, такие как Силичи и Логойск, вполне могут стать частью Евразийского альянса горных курортов — двери открыты. Это дало бы им возможность продвигаться на евразийском пространстве, участвовать в совместных мероприятиях, получать упоминания на российских сайтах и в общем календаре событий, как это уже делают участники из Казахстана, Узбекистана, Азербайджана и России.

“Важно понимать: речь идет не о конкуренции, а о создании единого союзного туристического продукта, — говорит Хворостяный. — Горы в Беларуси не высокие, но это не мешает развитию всесезонных горных курортов — сейчас именно к этому стремятся все участники альянса. Туристы едут за впечатлениями: сегодня они могут отдыхать на «Роза Хутор», завтра — в Беларуси, наслаждаясь природой, кухней и гостеприимством. Кроме того, альянс предлагает практические форматы взаимодействия — от корпоративного университета до профессиональных соревнований и обмена опытом. Мы уже провели фестиваль курортов в Азербайджане, соревнования инструкторов и рабочие визиты — например, казахстанские коллеги приезжали учиться организации гостиничного и ресторанного сервиса у нас. Белорусские курорты пока в этих проектах не участвуют, но мы были бы рады видеть их среди партнеров”.

Рост турпотока и развитие инфраструктуры

Взаимный турпоток между Россией и Беларусью в 2024 году достиг рекордных 6 млн человек. Об этом сообщил посол РФ в Минске Борис Грызлов. Однако туроператоры призывают осторожно относиться к этой статистике: подсчет пересечений границы не позволяет вычленить тех, кто едет к родственникам или по работе. И уточняют: организованный турпоток из России в Беларусь по рынку вырос на 15% за прошлый год. Такими цифрами поделился генеральный директор туроператора «Интурист» Александр Мусихин. А в его компании этот рост составил 30%. По его словам, основными факторами роста стали доступность туров и удобная логистика: «Поездка в Беларусь обходится российским туристам в 2,5 раза дешевле, чем туры за рубеж». Влияют на выбор россиян, по его словам, и другие факторы. Европейские направления потеряли популярность из-за отсутствия прямого авиасообщения, а также проблем с визами и платежами. «По сравнению с показателями допандемийного 2019 года турпоток в Европу из нашей страны сократился на 90%. А в Беларуси — удобная логистика, отсутствие визовых и языковых барьеров. Все это стимулирует российских туристов активнее выбирать ее для отдыха», — подчеркнул Александр Мусихин. Однако предупредил о возможной коррекции цен в 2025 году из-за роста стоимости отдыха на 24% — это касается и Беларуси, и российских регионов.

Он также отметил, что для упрощения путешествий в Беларусь была введена система взаимного признания виз с Россией. Однако электронные визы, которые получили особую популярность для въезда в Россию, не позволяют сделать такое путешествие удобным. Если турист въехал по ней в РФ и потом пересек границу Беларуси, то вернуться обратно в Россию он уже не сможет, потому что электронная виза — однократная, отметил он. Все это требует дальнейшего усовершенствования визовой политики.

Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и Брестской областью

На конгрессе было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере туризма между Санкт-Петербургом и Брестской областью в связи с открытием прямого рейса. Заместитель председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Нана Гвичия поделилась статистикой: «Туристический поток из Беларуси в Санкт-Петербург вырос почти на 300% за последние три года». Она подчеркнула важность прямых авиарейсов, которые делают Санкт-Петербург доступным для белорусских туристов: “Прямой рейс позволяет легко прилететь даже на тур выходного дня. Мы обсуждали с коллегами, что, например, в Брест из России часто приезжают именно на такие короткие поездки — теперь аналогичный интерес может усиливаться и к Санкт-Петербургу. Нана также акцентировала внимание на росте семейного туризма: «Если раньше Петербург привлекал в основном молодежь, то теперь наблюдается рост семейных поездок. В прошлом году более 30% гостей из Беларуси составили именно семьи. Причем многие возвращаются повторно: сначала приезжают показать детям историю и культуру, а затем — современный город и его возможности. Детский и семейный туризм сегодня становится важным направлением не только с точки зрения воспитания, но и с экономической: люди чаще путешествуют с детьми, что расширяет целевую аудиторию».

Фото: АиФ

Общие вызовы и интеграционные возможности

Третий белорусско-российский турконгресс еще раз подтвердил: туризм — не просто отрасль экономики, а инструмент укрепления связей между странами, расширения возможностей для бизнеса и создания комфортной среды для миллионов путешественников.

Работа площадки получает высокую оценку. На полях конгресса Наталья Костенко от имени Комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Государственной думы Федерального собрания РФ вручила Благодарность председателю правления Республиканского союза туриндустрии Беларуси Филиппу Гулому за многолетнюю и эффективную работу по укреплению дружественных связей между туристическими сообществами Республики Беларусь и Российской Федерации. “Это знак того, что наша совместная работа действительно важна, и она приносит результат”, — подытожил Филипп Гулый.

Как отметил Владимир Каганер, директор Национального союза профессионалов туриндустрии, который объединяет ключевых игроков отрасли — федеральных туроператоров, на которых приходится около 65–70% рынка: “Эффективность подобных мероприятий, как Белорусско-российский турконгресс, очевидна. В России у нас пока нет площадки, где бы собирались представители всех направлений турбизнеса одновременно. А в Беларуси нам удалось объединить не только операторов и агентов, но и банки, страховые компании — весь спектр участников отрасли. Это большой шаг вперёд. И для нас важно делиться опытом. В России бизнес уже столкнулся с рядом проблем, связанных с законодательством: избыточной зарегулированностью, обязательными фондами, сложной системой "электронной путевки". Мы видим, что белорусский рынок пока более гибкий, и хотим помочь избежать тех ошибок и граблей, на которые мы уже наступили, и не один раз. Поэтому подобные встречи и совместные обсуждения крайне важны”.

Участники конгресса отметили, что несмотря на различия в национальных системах регулирования туризма — от различий в ведомственной подчиненности до механизмов лицензирования — общее пространство ЕАЭС и Союзного государства предлагает уникальные возможности для синергии.

— Мы должны строить мосты, а не заборы. Евразийская интеграция — это про создание равных условий, про доверие и совместную работу на результат, — прозвучало в финале сессии.

Туризм, как подчеркивают эксперты, это не только маршруты и цифры, но и истории, которые остаются в памяти путешественников, создавая новые  эмоции  и связи между людьми.

Фото: АиФ

Подводя итоги конгресса, председатель правления РСТИ Филипп Гулый выделил три ключевых момента:

“Первый — это рост туристических потоков между регионами России и Беларуси в рамках Союзного государства. Мы сталкиваемся с кризисом роста, когда инфраструктура уже на пределе. Это заметно не только на майские праздники, но и в течение всего высокого сезона летом и в новогодний период. Проблемы касаются не только Минска и Беларуси, но и популярных туристических направлений России. Нам необходимо строить новые объекты, расширять сервис, но при этом важно, чтобы качество услуг соответствовало высоким требованиям, которые предъявляет союзный турист. Иначе большие инвестиции в инфраструктуру могут не оправдать себя, превратившись в проблемный актив, который не сможет удержать клиента.

Второй момент — это важность осмысленной и выверенной стратегии. Профессионалы отрасли должны работать сообща, чтобы была общая аналитика, оперативная статистика и сбалансированное видение ситуации. Туризм — это не только бизнес, но и область, требующая синхронизации с властями, макроэкономикой, а также с банковской системой. Все эти элементы должны быть согласованы, и это требует слаженной работы.

Третий момент связан с тем, что именно на таких площадках, как конгресс, мы можем обсуждать и решать эти вопросы. Важнейшие тренды в туризме, такие как цифровизация и онлайн-торговля, активно развиваются, и важно не отставать от этого процесса. Формализация и регулирование этих процессов все еще требуют доработки. Также важным шагом стало введение единой визы, что открывает возможности для запуска туристических маршрутов на рынки третьих стран, особенно для дальневосточных регионов России и стран Центральной Азии.

Белорусско-российский туристический конгресс стал устоявшейся площадкой для профессионалов, где обсуждаются конкретные дела, а наша задача — создать комфортные условия для таких встреч и обеспечения содержательного обмена мнениями и опытом. В следующем году турконгресс пройдет 79 апреля. Ждем всех!".

Пресс-служба РСТИ

Оставить комментарий (0)