Подробнее об этой профессии: что нужно делать, каковы плюсы и минусы, сколько возможно заработать – обозреватель «АиФ» расспросил Полину Л. Девушка занимается копирайтингом более семи лет.
Что нужно делать
Копирайтеры – это люди, которые пишут тексты (с англ. to write – «писать»). Тематика может быть самой разной – от описания порошков до рекламы горнолыжных курортов. Суть в том, чтобы материал «продавал», то есть демонстрировал очевидное конкурентное преимущество продукта. Тексты бывают разных видов.
«Самое простое – это SEO-тексты. Их заказывают для того, чтобы наполнить контентом какой-нибудь сайт, продающий товары или услуги. Главное требование – текст должен содержать определенные слова, по которым потенциальный заказчик легко найдет его в поисковых системах».
Художественная или публицистическая ценность таких материалов, как правило, невелика. Но и берутся за них чаще всего начинающие копирайтеры, иногда даже школьники.
«Еще есть так называемый технический копирайтинг. Речь идет о написании текстов самых разных жанров, описывающих конкретный продукт. Например, заказчик может попросить «продающий» материал о скейтбордах или алюминиевых ложках. Иногда эта работа почти не отличается от журналистской – когда требуется опробовать качество продукта на себе и описать ощущения».
Более высокий уровень, по словам Полины, – это креативный, или творческий, копирайтинг. Компания выводит на рынок новую услугу, её нужно интересно презентовать в Сети.
«Копирайтерам заказывают разработку рекламных слоганов, сценарии для видеороликов и разных мероприятий, продвижение рекламных брендов – все что только можно».
Где работать
Для многих копирайтинг – это самозанятость, дополнительный заработок, но никак не основной вид деятельности. Часто копирайтеры имеют основную работу в компании и подрабатывают написанием текстов.
В то же время есть и «крутые креативщики» от мира копирайтинга. У них хорошая репутация, солидное портфолио и постоянные клиенты. Они занимаются только тем, что придумывают и пишут.
«Мечта копирайтера – иметь свободный график и не ходить в офис, брать мало интересных заказов, а денег получать много. Но так выходит далеко не у всех. Например, я работаю на постоянной основе в компании, которая занимается IT-конференциями. В мои задачи входят написание текстов, связанных с продвижением мероприятий, в том числе SMM-текстов (специально для социальных сетей), предоставление информации о спикерах и т. д.
Также я отвечаю за информационные рассылки плюс коммуникацию со СМИ. Параллельно я беру дополнительные заказы по написанию текстов».
Много правок
Полина считает, что труд копирайтера очень тяжелый. Помимо собственно написания текстов, нужно также уметь находить общий язык с людьми.
«Копирайтеры – самые несчастные люди. Нам постоянно приходится иметь дело с большим количеством правок. Большинство заказчиков убеждены, что они лучше разбираются в том, как нужно писать, и вносят корректировки. Иногда много времени уходит на то, чтобы объяснить, почему годится именно эта формулировка и никакая другая».
В работе копирайтера много стресса. Очень часто приходится писать в режиме острой нехватки времени и сверхзагрузки. Иногда даже по 18 часов в сутки. А бывает, что в течение недели может не поступить ни одного заказа.
Доход
В Интернете есть биржи, на которых могут зарабатывать те, кто более-менее умеет писать. Иметь специальное образование необязательно.
Принцип работы таких бирж: заказчик указывает, какой текст ему нужен, и назначает цену. Копирайтер выполняет работу, а после ее приемки автоматически получает гонорар. Чем сложнее заказ, тем выше оплата.
«Обычно на таких биржах зарабатывают от 1 до 2 долларов за 1000 знаков текста с пробелами (для сравнения: в этом материале около 6800 знаков. – Прим.). Это скорее вариант для начинающих. Более опытные копирайтеры с именем и опытом могут зарабатывать в разы больше. Профессионалы в своем деле назначают цену не за количество знаков, а за работу в целом. Например, страница текста может стоить и 100 долларов, и больше».
Креативный копирайтинг самый дорогой. Высоко ценятся слоганы. Хотя текста для них нужно всего ничего, работнику требуется время, чтобы «погрузиться» в продукт или услугу, о которых он пишет.
«В среднем копирайтер, который работает на условиях 2 доллара за 1000 знаков по пять часов ежедневно, в течение месяца зарабатывает 250-300 долларов. Такие расценки в Минске. В данном случае речь идет о чистом рерайтинге, или простом переписывании чужих текстов. Никакого творчества тут нет».
По опыту Полины: хороший копирайтер с портфолио может зарабатывать от 1000 до 2000 долларов в месяц.
«Просто набираешь 5-6 масштабных проектов и реализуешь их. Например, помогаешь компании запустить новый продукт. В проект может входить написание релиза и пострелиза, анонсов, а также нескольких дополнительных материалов. Всего 56 текстов, а цена вопроса – 300-400 долларов. Но, чтобы такую работу доверили, сначала нужно заработать себе имя».
Плюсы и минусы
Плюсы
- Копирайтер работает с большим количеством информации, что развивает кругозор. Вы всегда сможете поддержать разговор в любой компании. Кроме того, можно узнать много эксклюзивной информации по той или иной теме. Поэтому копирайтеры, как правило, разносторонне развитые личности.
- Копирайтер осваивает большинство жанров журналистики и литературных жанров, постоянно совершенствует умение работать с текстом и контактировать с людьми.
- Копирайтер, как правило, имеет очень благодатную среду, чтобы делать карьеру. Можно быстро обзавестись полезными знакомствами. В копирайтинге хорошо работает «сарафанное радио». Выполнил пару-тройку заказов на отлично – и вот уже новые клиенты сами находят вас.
- Копирайтеры должны быть мобильными, гибкими и стрессоустойчивыми. Эти качества пригодятся, чем бы вы впоследствии ни занялись. Даже если в будущем роботы вытеснят людей из большинства профессий, копирайтеры и тут, скорее всего, найдут себе работу. Например, они будут составлять для роботов красивые описания.
Минусы
- Вход в профессию будет сложным, даже если у вас есть опыт в написании текстов. На первых порах заказы будут стоить мало, а клиенты станут требовать много. С некоторыми из них будет сложно найти общий язык.
- Со временем копирайтер понимает: есть заказы, которые невозможно выполнить в силу разных причин, например, в силу неадекватности заказчика. Но, прежде чем он научится вычленять их, ему придется набить немало шишек.
- В первое время копирайтеру точно не удастся много заработать. Обычно «на старте» платят около 300 долларов.
- Рабочий день копирайтера ненормированный. На поверку «свободный график» означает, что работать нужно будет и по выходным, и по ночам, и в праздники.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть