26426

Спасет ли Спилберг «Беларусьфильм»?

№ 42 от 20 октября 2010 года 20/10/2010

Разговоры разговорами, но что предпринимается на деле для того, чтобы тяжеленная махина, кажущаяся неподъемной, заработала? Проблемы белорусского кино обсуждали и в пресс-центре «АиФ». Мы попросили наших экспертов ответить на простой вопрос: «Как снять хорошее кино?»

УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА:
42_40_stegko Наталья СТЕЖКО, главный редактор Национальной киностудии «Беларусьфильм»
42_40_kudinenko Андрей КУДИНЕНКО, кинорежиссер
42_40_aslyuk Виктор АСЛЮК, режиссер документального кино
42_40_sidorenko Антон СИДОРЕНКО, кинокритик

 

  • «АиФ»: - Кино начинается со сценария. По какому принципу на киностудии отбираются сценарные работы?

Наталья Стежко (Н.С.): - По очень простому: во-первых, это должно быть талантливо, во-вторых, соответствовать законам драматургии.

  • «АиФ»: - Но все же, наверное, больше шансов у тех авторов, которые поднимут историческую тему, нежели принесут сценарий о бандитах и ментах?

Н.С.: - Мы - национальная киностудия, поэтому, естественно, отдаем предпочтение сценариям, где затронута национальная тема, а это события нашей истории, культуры, происходящие в Беларуси и понятные нашим зрителям. Однако это желательно, а не обязательно.

  • «АиФ»: - Пару лет назад вы сетовали, что достойных сценариев мало. Сейчас ситуация меняется?

Н.С.: - За последние три года на киностудии было снято 27 игровых фильмов, 188 документальных и анимационных. Конечно, ряд этих картин не устраивает нас по качеству. Однако сейчас появляются очень сильные авторы. Например, Артур Клинов написал потрясающий сценарий по мотивам прозы Борщевского о шляхтиче Завальне. Если снять кино, как задумано в сценарии, - это будет картина голливудского уровня!

Мы ищем талантливых сценаристов, режиссеров, но не только среди своих. Возможно, в будущем мы сможем приглашать специалистов из других стран. Почему бы, например, не пригласить Спилберга?

  • «АиФ»: - Тогда не совсем понятны функции Академии искусств, выпускающей режиссеров.

Н.С.: - Все зависит не от академии или киностудии, а от самого человека. Есть примеры, когда выпускники-режиссеры ни дня не работали по специальности. Андрей Кудиненко хочет работать - пожалуйста, он снимает кино на «Беларусьфильме». Фильм «Масакра», премьера которого должна скоро состояться, - очень крепкое кино.

Не под продюсером

  • «АиФ»: - Андрей, насколько я знаю, вы долгое время были здесь без работы, снимали кино в Москве. Не слишком ли сложен путь к своей мечте?

Андрей Кудиненко (А.К.): - Я после академии много работал на объединении «Видеоцентр», снимал экспериментальные работы, документальные фильмы…

  • «АиФ»: - Но вы же хотели снимать игровое кино!

А.К.: - Чтобы снимать игровое кино, все-таки необходимо поработать в разных жанрах и вообще в профессии. Поэтому я снимал и сериалы, и продюсерское кино.

  • «АиФ»: - Не тяжело ли после этого работать на государственной студии?

А.К.: - Свои нюансы есть везде. Например, во время съемок «Масакры» пришлось очень долго вникать в тонкости работы новой, только что купленной техники. Было много конфликтов, пока разобрались с цветом, изображением, но в итоге нашли какое-то решение. С другой стороны, если говорить о плюсах работы на киностудии «Беларусьфильм», то здесь никто не вмешивался в творческую часть. Это дорогого стоит, потому что, на мой взгляд, российское коммерческое кино было убито кучкой непрофессионалов, которые в одночасье стали продюсерами, диктующими свои правила.

  • «АиФ»: - Есть мнение, что национальная киностудия и не должна снимать коммерческое кино. Мол, ее функция - имиджевые картины. Вы согласны?

А.К.: - Национальное кино должно быть разное. Без государственной поддержки кинематограф, особенно в маленькой стране, не выживет. Но это не мешает искать механизмы для привлечения инвестиций. Например, в Румынии для кинематографистов действуют особые льготы на налоги. Там сейчас стали снимать кино, которое получает призы в Каннах, Венеции. Там бурлит кинематографическая, фестивальная жизнь. А у нас практически нет никакой жизни. Почему - я не знаю.

  • «АиФ»: - Вы связываете свою творческую судьбу с «Беларусьфильмом»?

А.К.: - Режиссером можно работать где угодно. Все зависит от того, как события будут развиваться дальше. Предложения о работе есть, но меня удовлетворяет, что я могу реализовать в Беларуси свои творческие идеи. Повторюсь, это дорогого стоит, когда не надо подстраиваться под продюсера и дистрибьютора.

Время бестемья

  • «АиФ»: - Ни один белорусский режиссер художественного кино не имеет столько наград международных фестивалей, как, например, документалист Виктор Аслюк. Но почему очень часто возникают разговоры, что документальное кино нам не нужно?

Виктор Аслюк (В.А.): - Если бы я знал, почему… Нет смысла говорить о национальном кино такой страны как Беларусь без кино документального. Страна, которая выпускает лишь 5-6 игровых картин в год, не может называться кинематографической. Ее спасает только документалистика и анимация хотя бы количественно.

  • «АиФ»: - За рубежом любят документальное кино?

В.А.: - Отношение к документалистике там совсем другое. Люди в этом смысле более воспитанны, они ходят в кинотеатры. Если бы меня не приглашали на кинофестивали в другие страны, у меня бы развился большой комплекс. В Амстердаме, Роттердаме, Лейпциге стояли очереди, чтобы попасть на показы моих фильмов. Здесь же могут сказать: «Какую ерунду он снял». Вообще, у нас отсутствует интерес к национальному, и это страшно. Снимать надо про свое: мы интересны миру национальными особенностями. А если равняться на Голливуд - это бесперспективно и никому не нужно.

  • «АиФ»: - Что вы сейчас снимаете?

В.А.: - Фильм об очень хорошем художнике. Но я в этом году потратил неимоверно много сил, чтобы найти тему. К сожалению, уходят события, яркие люди, своеобразие белорусской жизни. Торжествует серость. Чтобы быть интересными миру, надо прежде всего быть интересными самим себе. А у нас с этим сейчас большие проблемы.

Н.С.: - Я согласна с Виктором в том, что очень хочется снимать свое белорусское кино. Поэтому и создаются такие фильмы как «Масакра» - картина европейского уровня о нашей истории.

В.А.: - Прекрасно, что есть такой режиссер, как Андрей Кудиненко, но один человек не спасет ситуацию. Вот если бы тут сидели пятнадцать режиссеров, которые бы конкурировали друг с другом, я бы поверил в будущее белорусского кино. А так я в него не верю.

Вне процесса

Антон Сидоренко: - Большая часть кинопродукции «Беларусьфильма» за последние 10 лет мне не нравится, более того, она не удовлетворяет элементарным стандартам кинопоказа, потому и не востребована и на фестивалях, и в коммерческом прокате. Основная наша проблема в том, что за годы независимости белорусское кино так и не влилось в мировой кинопроцесс. К счастью, есть подвижки: о фильме Александра Колбышева «Волки» можно сказать, что это произведение киноискусства, которое уже не стыдно показывать в мире. Но в целом ситуация сложная. Как ее исправить? Нужны личности. Столетний опыт кино показал, что большинство выдающихся режиссеров, сценаристов появилось из среды так называемых киноманов. Яркий пример - французская «новая волна»: знаменитые режиссеры Годар, Трюффо, Шаброль вышли из критиков. Поэтому формирование киноманской среды, на мой взгляд, может стать одним из путей выхода из кризиса, способом заинтересовать талантливых людей идти в кино. А в Беларуси много талантов, которым просто нужна почва. Кроме того, обязательны изменения в системе финансирования кино.

Оставить комментарий (0)