Владимир Комков, директор Торгового портала shop.by | |
Ольга Кравцова, заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой | |
Сергей Коморный, начальник главного управления по организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам |
О состоянии
- - Как сейчас обстоят дела в белорусской интернет-торговле? Действительно ли назрела необходимость ужесточения правил игры?
О.К.: Речь не идет об ужесточении «правил игры». Есть объективные причины развития рынка интернет-торговли. Развитие интернет-технологий и рост популярности социальных сетей стимулирует рост количества интернет-пользователей, которые открывают для себя преимущества интернет-торговли: доставку товаров на дом и экономию времени. При этом предпринимателю для организации торговли в Интернете требуется сравнительно небольшое количество сил и средств. В результате ежемесячно в торговом реестре республики регистрируется в среднем до 100 интернет-магазинов, и по состоянию на февраль 2011 г. их количество составляло 3,7 тыс. объектов. За прошлый год товарооборот интернет-магазинов вырос в 3,3 раза с 69 млрд рублей до 260 млрд. Однако у таких простых схем организации бизнеса есть и негативная сторона. На рынок приходит большое количество непрофессионалов, ориентированных исключительно на сиюминутный доход, с низким уровнем социальной ответственности. Низкая плотность контроля приводит к тому, что продавец интернет-магазина, не опасаясь, предлагает потребителю «серый» товар «подешевле». Речь о том, что необходимо внедрить в интернет-торговлю методы контроля, которые позволили бы сделать данный бизнес более цивилизованным.
По закону
- - Какого-то специального законодательства для сферы интернет-торговли сейчас нет. Планируется ли оно в ближайшее время?
О.К. На данный вид деятельности в полной мере распространяются правила торговли и законодательство о защите прав потребителей. К примеру, законодательно закреплено, что продавец обязан разместить на сайте наименование продавца, информацию о месте нахождения, реквизиты государственной регистрации и полную информацию о товаре, включая информацию о его потребительских свойствах, цене, гарантийном сроке и сроке службы, импортере, ремонтной организации, сроке и стоимости доставки товара. А при доставке также ознакомить потребителя с правилами пользования товаром и передать соответствующую документацию на товар (к примеру, техпаспорт, гарантийный талон и документ об оплате). Если такая информация и документы отсутствуют, потребитель вправе отказаться от товара без возмещения расходов по доставке.
В.К. Этот вопрос очень часто поднимается. На мой взгляд, какого-то специального законодательства для интернет-торговли не нужно. Это не новый вид торговли, который требует специального подхода, - это торговля по образцам, для которой используются новые технологии. Интернет и сайт интернет-магазина вместо объявления или каталога в магазине. Нынешнее законодательство, регулирующее розничную торговлю по образцам, является достаточным для регулирования работы интернет-магазинов.
Нарушения
- - Какие основные нарушения в этой сфере? И что нужно делать, чтобы с ними бороться?
С.К. Цель контрольных подразделений налоговых органов – отслеживание вопросов правильности применения законодательства. Если недобросовестный субъект будет жульничать, то это создаст проблемы добросовестному. В интересах добросовестного субъекта очистить рынок от недобросоветных, т.к. они мешают работать: предлагают покупателю некачественный товар сомнительного происхождения по более низкой цене, используя «серые» схемы и т.д. Поэтому важно создать равные условия для всех. Основные нарушения в этой сфере – незарегистрированная предпринимательская деятельность, нарушения порядка приема наличных денежных средств при реализации товара, приобретение, хранение, реализация товара без наличия сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение, отпуск товара для реализации, соблюдения требований маркировки товара.
В 2010 году налоговыми органами проверено 208 субъектов, которые осуществляют торговлю через интернет-магазины. По результатам проверок из теневого оборота изъято товарно-материальных ценностей на общую сумму 3 млрд 823 миллиона рублей, общая сумма доначисленных налогов - 1 млрд рублей.
О.К.: Количество жалоб на интернет-торговлю не очень велико – до 5% от общего количества обращений. Но динамика роста таких жалоб – 20% за последний год – свидетельствует о наличии проблем, требующих государственного вмешательства. Наиболее характерными нарушениями являются доставка не соответствующего заказу товара, отсутствие у продавца предлагаемого товара, нарушение сроков доставки, отказ в предоставлении документов на товар и об оплате, продажа некачественного товара.
О контроле и самоконтроле
- - Доводится слышать о том, что очень часто интернет-магазины указывают неправильную информацию о товаре и его наличии или стоимости. Какие есть способы борьбы с этим?
О.К. То, о чем вы говорите, – отсутствие товара, недостоверная информация о его свойствах и цене – это факты, которые выявляются в момент заказа или доставки, и подтвердить их можно только путем контрольных закупок. Над иными методами контроля сейчас работают специалисты. Поэтому сегодня потребителю следует самому быть бдительным при покупке в Интернете. Внимательно изучить товар, в том числе на предмет наличия внешних повреждений, проверить в присутствии курьера работоспособность, правильность оформления документов, истребовать кассовый чек или иной документ об оплате с обязательным указанием сведений о продавце, стоимости товара и подписи продавца. И если товар не соответствует заявленным параметрам или отсутствуют документы, отказаться от него без возмещения расходов по доставке. Кстати, о том, как правильно делать покупки в Интернете, можно узнать на сайте Минторга www.mintorg.gov.by в рубрике «защита прав потребителей/справочная информация/продажа товаров через интернет-магазины».
- - Мы говорим о роли государства, а есть ли внутренний контроль?
В.К.: Безусловно, такой контроль есть. Это нужно для того, чтобы не иметь дела с жуликами, свести к минимуму такие случаи. Например, мы заключаем договора исключительно с юрлицами и индивидуальными предпринимателями, получаем от них предусмотренные законодательством документы. Так, уже на входе количество потенциальных недобросовестных продавцов становится минимальным.
О.К. Это к вопросу о саморегулировании. Оказывается, бизнес способен самостоятельно решать вопросы упорядочения деятельности.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть