28310

Как защитить своё право на качество

№ 40 от 6 отктября 2010 года 06/10/2010
НА СВЯЗИ С ЧИТАТЕЛЯМИ

KS--1626 Антонина ПОЛЯКОВА, консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь.

 

  • - Могу ли я вернуть товар надлежащего качества, пальто, если я его купила, а потом передумала? N, Гродно

- Да, потребитель имеет право в течение 14 дней с момента покупки  вернуть качественный непродовольственный товар в магазин при соблюдении следующих условий: товар не был в употреблении, обладает всеми заявленными потребительскими свойствами, не включен в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену либо возврату, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14 июня 2002 г. №  778, и имеются доказательства приобретения товара у данного продавца. Пальто в данный Перечень не входит.

  • - Купил в апреле поливочный насос. Через два месяца он сгорел. Отдал в магазин, чтобы его отремонтировали. Уже почти два месяца прошло, и все обещают в следующем вернуть. В ремонт взяли бесплатно. Леонид, Осиповичи

- Если ремонтируют бесплатно, то, скорее всего, подтвердили, что в товаре есть производственный недостаток. Срок гарантийного ремонта не должен превышать 14 дней. На сегодняшний день ремонтная организация нарушила сроки проведения такого ремонта.

В этой связи вы вправе потребовать выплату неустойки в размере 1% цены товара за каждый день просрочки либо у продавца, либо у ремонтной организации (в зависимости от того, кому было заявлено требование о ремонте). Более того, в связи с нарушением сроков проведения ремонта вы можете заменить свое требование. Например, вместо ремонта потребовать у продавца замены некачественного товара на товар надлежащего качества, возврата денег, уменьшения цены товара и др.

Претензию рекомендую оформить в письменном виде, можно в книге замечаний и предложений.

Борьба за хлеб

  • - Купил хлеб. Дома открыл пакет  и увидел, что в нем насекомые, сам хлеб был несвежий. Возвращаться я не стал, так как чека не сохранил.  Через полгода ситуация повторилась. Заведующая долго извинялась. Что делать в таких ситуациях? Михаил, Могилев

- Любой некачественный товар, в том числе и пищевой продукт, можно вернуть в магазин и потребовать возврата денег или замену. Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении обоснованных требований потребителя. Для подтверждения приобретения товара у продавца можно использовать упаковку, нанесенные продавцом ярлыки и  т.п.

В случае приобретения некачественных пищевых продуктов, учитывая их специфические свойства (определенные сроки и условия хранения и т.д.), это нужно делать оперативно. Например, можно обратиться в территориальные органы государственного санитарного надзора по месту нахождения магазина.

Мобильная связь

  • - Купила мобильный телефон в интернет-магазине. На второй день обнаружила неполадки с динамиком. Попросила продавца вернуть деньги, но он отказался и предложил сдать телефон на гарантийный ремонт и диагностику. Могу ли я требовать деньги? Марина, Минск

- Можете. Если вам реализован товар ненадлежащего качества, вы вправе не ремонтировать его, а потребовать возврата денег. Необходимо письменно оформить претензию продавцу. Продавец вправе провести проверку качества товара. Вы можете присутствовать на такой проверке лично либо через представителя  (кто-нибудь из компетентных знакомых).

Если дефект производственного характера подтвердится, то в течение 7 дней вам обязаны вернуть деньги. В случае если проверка качества не подтвердит наличия недостатка в товаре или причины его возникновения, тогда спор разрешается проведением экспертизы.

  • - Некоторые операторы мобильной связи предлагают телефон в подарок. Гарантийное обслуживание на эти телефоны не распространяется, говорят, что это подарок. Однако я плачу за акцию и  не участвовал бы в ней, если бы не было телефона. Правильно ли это? Роман, Борисов

- Изначально необходимо изучить условия проводимой акции.

Если в ходе рекламной акции продавец передает товар с определенными условиями (например, право собственности на «подарок»-телефон переходит через год пользования услугой электросвязи), то в этом случае продавец несет все обязательства перед потребителем за качество товара в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», в том числе и по бесплатному ремонту.

Однако если продавец проводит рекламную акцию типа «купил одно, а второе получил в подарок», то здесь мы говорим о смешанной форме договора – договоре розничной купли-продажи и договоре дарения. В этом случае на подарок, переданный по договору дарения, положения Закона  «О защите прав потребителей» не распространяются.

Договор с ИП

  • - Заказал у ИП шторы, сделал предоплату. Было оговорено, что бейку  сделают одним цветом, а сделали другим. Могу ли я отказаться от заказа и вернуть деньги? Николай, Минск

- Если для вас был важен определенный цвет штор, их деталей и данные обстоятельства оговорены в договоре (заказе), то можно считать, что услуга оказана некачественно, т.к. не соответствует условиям договора. Однако при некачественном оказании услуги расторжение договора и возврат денежных средств возможны только в случае, если недостатки или отступления от договора, ухудшившие услугу, являются существенными (невозможно их устранить, проявляются вновь после устранения; устранение требует несоразмерных расходов и т.д.).

Если же недостаток не является существенным, то в этом случае потребитель изначально может потребовать безвозмездного устранения недостатка, уменьшения цены, безвозмездного изготовления другой вещи из материала такого же качества; повторного оказания бытовой услуги, если это возможно; возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

  • - Подписал договор на ремонт квартиры с ИП. Он взял деньги на материалы для ремонта и пропал. Уже месяц как его нет. Трубку не берет. Что делать? Аркадий, Бобруйск

- Необходимо обратиться в местный исполком по месту осуществления деятельности предпринимателя. Пусть разбираются. Чем быстрее обратитесь – тем лучше: больше шансов, что вопрос будет решен положительно.

  • - Могу ли я подать в суд на табачников за то, что я начала курить? Они ведь так активно рекламируют. Алиса

- В Беларуси реклама табачных изделий, а также рекламные игры по продвижению такого товара запрещены. На упаковке табачных изделий содержится предупредительная надпись о вреде курения.

Более того, в соответствии с Правилами розничной торговли в витринах торговых объектов (магазинов, киосков, павильонов, палаток и др.), обзор которых возможен снаружи таких объектов, запрещается выставлять образцы табачных изделий.

Оставить комментарий (0)